Ельцин побеждает на президентских выборах

Николай Петров, профессор факультета социальных наук о том, как политтехнологам удалось обеспечить победу кандидату практически с нулевым рейтингом

На победу Ельцина работали множество разных сил, порой тянувших в разные стороны, но главный посыл кампании — противопоставление нового демократического курса возврату в прошлое и призыв голосовать сердцем — сработали очень хорошо. И, конечно, на победу Ельцина работали административный, финансовый и информационный ресурсы.

Серьезную роль в организации кампании сыграла финансовая поддержка олигархов. В канун выборов был заключен пакт о том, что они сохранят права на собственность, а некоторые получают дополнительные активы. В случае победы Зюганова эти права могли быть пересмотрены.

В необходимость победы Ельцина верили журналисты и фактически вся пресса была на его стороне. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что после первого тура кандидат в президенты Ельцин серьезно заболел и находился практически при смерти, но об этом почти никто не писал.

И третьей важной составляющей успеха была работа с администрациями регионов, ряд из которых между первым и вторым туром неожиданно поменяли свою позицию. Так, например, в Дагестане в первом туре победил Зюганов, а во втором – Ельцин.

Кроме того, во время предвыборной кампании Ельцин активно использовал популистские приемы. Он много ездил по стране и очень много чего обещал, а после выборов развел руками и сказал, что денег на выполнение обещаний в стране нет. Например, накануне выборов он обещал переход армии на контрактную основу, тем самым рассчитывая на поддержку молодежи призывного возраста и поддержку их родителей. Используя этот прием, Ельцин себя серьезно дискредитировал и, конечно, в будущем рассчитывать на то, что ему поверят снова, уже не мог.

В то время очень многими людьми победа Ельцина воспринималась как безусловная победа демократии. И политические технологи и многие журналисты, чей труд во время кампании неплохо оплачивался, смогли поверить в то, что победа демократии есть благо. Какой бы ни была цена.

Мнение экспертов не является выражением позиции университета