Плутон перестал считаться планетой

Лев Зеленый, заведующий базовой кафедрой Института космических исследований РАН факультета физики, — о том, повлияло ли это на его изучение

Плутон был открыт в 1930 году американским астрономом Клайдом Томбо и считался девятой планетой Солнечной системы до 24 августа 2006 года, когда решением Генеральной ассамблеи Международного астрономического союза в Праге ему был присвоен другой статус — «карликовой планеты». Интересно для астрономов и планетологов даже не то, что Плутон перестал быть планетой, а тот факт, что ассамблея выработала определенные критерии, по которым небесное тело можно назвать планетой, карликовой планетой или малым телом (к ним относятся кометы и астероиды). В частности, Плутон не стал планетой, поскольку не смог расчистить пространство вокруг своей орбиты от других объектов.

Но изменение его статуса не сказалось на том интересе, который испытывают к нему ученые. В январе того же 2006 года к Плутону был отправлен космический аппарат миссии НАСА New Horizons, который достиг цели через девять лет. В 2015 года он передал на Землю изображения «бывшей планеты», провёл ряд научных исследований. Сейчас New Horizons движется дальше, к малым телам пояса Койпера — области за орбитой Нептуна, где находится множество карликовых планет, своего рода «обломков» формирования Солнечной системы.

Я не буду сейчас подробно говорить о результатах миссии, это тема для отдельной большой статьи. Но есть два момента, на которых хотелось бы остановиться. Первое: буквально в последние десятилетия мы видим огромный всплеск интереса к малым телам Солнечной системы. Это и ближние объекты — астероиды из пояса между орбитами Марса и Юпитера, некоторые из которых могут представлять угрозу для Земли, и кометы, как знаменитая комета Галлея или недавно прославившаяся благодаря миссии «Розетта» комета Чурюмова-Герасименко. Это и далекие тела, в числе которых и Плутон, и его «собратья» из пояса Койпера. Оказалось, что эти малые по космическим меркам объекты могут многое рассказать о прошлом Солнечной системы, так как вещество, из которого они состоят, претерпело сравнительно мало изменений за все время ее существования, а это ни много ни мало почти 4,5 миллиарда лет. В России также прорабатываются планы космических миссий к подобным малым телам: к астероиду Апофису и спутнику Марса Фобосу — но пока их реализация откладывается.

А второй факт — в сентябре этого года тот же Международный астрономический союз одобрил 14 названий различных деталей ландшафта на Плутоне. В их числе — Равнина Спутника (Sputnik Planitia), названная в честь первого искусственного спутника Земли, который был запущен нашей страной 60 лет назад, 4 октября 1957 года. Мне кажется, это замечательный подарок всем нашим соотечественникам к юбилею Спутника.

Академия наук, кстати, широко отмечала это событие, в ИКИ РАН прошёл международный форум «Спутник: шестьдесят лет по дороге открытий». Именно там Джеймс Грин, директор департамента планетных программ НАСА, выступив с докладом, преподнес в подарок маленький глобус Плутона с нанесенным на него официальным именем Равнины Спутника. Так что Плутон стал и символом — если угодно, одного из внутренних рубежей Солнечной системы, путь к которому начал маленький «простейший» спутник в далёком 1957 году.

Конечно, космические аппараты, сделанные на Земле, уже дошли до внешних границ Солнечной системы и вышли в межзвездное пространство. «Вояджеры» — а речь идет именно  о них — первыми вступили на этот долгий путь, но ученые и поддерживающие их американские бизнесмены  (хотя и российского происхождения) уже думают о полете к ближайшей звезде – Альфа Центавра, в планетной системе которой может найтись и землеподобная  планета.

Мнение экспертов не является выражением позиции университета