Вышел сериал «Игра престолов»


Варвара Чумакова, преподаватель факультета коммуникаций, медиа и дизайна, — о том, как в сериале репрезентируется современность

В 2011 году вышел первый сезон сериала «Игра Престолов» по фэнтези-миру Джорджа Мартина из цикла «Песнь льда и пламени». Собрав в себе аттракционы жестокости и эротики, клише, отсылающие к разнообразным историческим эпохам и культурам, этот сериал, как и любое, наверное, качественное произведение жанра фэнтези, не только и не столько сталкивает зрителя с красочными альтернативными мирами, но и в какой-то мере репрезентует проблемы современного мира.

В «Игре престолов» можно обнаружить переосмысление ценности гуманизма после трагедий XX века, рассказ о мире, где мучительно пытается выкристаллизоваться (хотя это не всегда получается) представление о ценности человека, его жизни и свободе. Безусловно, телевизионный мейнстрим больше играет с образами, часто уже устоявшимися в более ранних культурных формах, нежели может предложить серьезную критику современного неравенства и культуры насилия. Но все же можно порассуждать о том, что «Игра престолов» не только вырастает на известных ранее социальных конфликтах, но и отображает кризисы, постигшие общество 2010-х годов — сериал не читает книги камерой и все дальше отходит от первоначального текста.

Это яркий символ десятилетия: и новая волна страхов перед «другими» культурами, и переосмысление роли религии в обществе, и поворот к телесности и сексуальности в их разнообразии, и вынесение в публичную сферу тех проблем культуры насилия, о которых раньше молчали, и многое другое. Если посмотреть на сериал через эту оптику, можно найти множество актуальных сюжетов. С одной стороны, эти вопросы и кризисы таким образом заворачиваются в удобоваримую упаковку, с другой, все же остается пространство для размышления и рефлексии. В России сериал обрел популярность (хотя, конечно, речь не о всей России — к сожалению, у меня нет данных о том, какой процент населения знаком с сериалом) в том числе и потому, что проблематика сериала созвучна и с российской социальной и политической повесткой.

Мнение экспертов не является выражением позиции университета