Избран новый Папа Римский — Франциск
Татьяна Коваль, профессор факультета мировой экономики и мировой политики, — о том, в чем особенности первого в истории католической церкви понтифика из Нового Света
2013 год навсегда войдет в историю христианства как год избрания нового Папы Римского — Франциска. Многое было неожиданным — и добровольный уход на покой предшествующего Папы Бенедикта XVI (второй случай в истории), и то, что новым Папой стал представитель Латинской Америки, кардинал, архиепископ Буэнос-Айреса и примас Аргентины Хорхе Марио Бергольо. Кроме того, впервые Папой стал член Общества Иисуса, то есть иезуит. (В свое время иезуиты прославились в Латинской Америке защитой коренного индейского селения, а во второй половине ХХ века многие из них стали активистами так называемой Теологии освобождения, главная цель которой — борьба за социальную справедливость и права обездоленных).
Сразу стало ясно, что начинается новый этап в жизни Католической церкви, ведь новый Папа далеко не случайно выбрал себе имя в честь величайшего святого Франциска Ассизского, который «обручился с Госпожой Бедностью» и прославился самоотверженной любовью к беднякам. Вдохновляясь этим примером, Папа Франциск, объясняя свой выбор этого имени, воскликнул: «Как бы я хотел, чтобы Церковь была бедной и для бедных!».
Родившись в многодетной семье итальянского рабочего – железнодорожника, который из-за безработицы на родине был вынужден искать лучшей доли в Латинской Америке, Папа Франциск в бытность кардиналом решительно отказывался от всего «лишнего» — роскошных апартаментов и одеяний, пользовался общественным транспортом, сам готовил себе еду, а на собраниях епископов в Риме всегда старался занять место на последнем ряду. По собственной инициативе он шел в трущобы Буэнос-Айреса, поскольку, по его убеждению, бедняки больше всех нуждались в духовной поддержке, не говоря уже о материальной помощи.
Еще будучи кардиналом, он призывал верующих развивать свое духовное зрение и видеть как в бедных и отверженных страдает сам Христос. Эту установку он развил и после того, как занял папский престол. Также как и призыв не привыкать к злу, насилию, несправедливости. «Такая привычка — своего рода анестезия для сердца, но она же убивает надежду и истощает силы, нужные для противостояния злу», — говорил он, и с первых дней своего понтификата начал очищать Церковь от «скверны» — коррупции, мафиозных денег и других злоупотреблений. Все это — часть «богословия любви», которое Папа Франциск сделал как своей личной, так и общецерковной жизненной программой.
Мнение экспертов не является выражением позиции университета