• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вышли Dota 2 и GTA V

Константин Сахнов, преподаватель программы «Менеджмент игровых проектов» ВШБИ, — о причинах популярности игр с открытым миром

2013 год стал для глобальной игровой индустрии важной вехой в развитии. Огромные открытые миры, прекрасная графика и новые механики — все это он привнес в мировую индустрию развлечений. И тренды, которые он задал, остаются актуальными многие годы.

Это время, когда коллекции старых добрых компьютерных игр пополняются новыми хитами, а мобильная индустрия вовсю набирает обороты. По оценке аналитического агентства Digi-Capital в 2013 году 74% дохода с мобильных устройств приносят именно игры, в то время как на все другие виды приложений приходится лишь 26% выручки.

В 2013 мир увидел целый ряд новых продуктов по хорошо известным франшизам. Это и BioShock Infinite, и Tomb Raider, и Battlefield 4 — cписок можно продолжать очень долго. Из новых тайтлов мы увидели потрясающие The Last of Us, Outlast, Don’t Starve, и даже такой оригинальный продукт, как Papers, Please. Но одними из главных прорывов года я бы назвал Dota 2 и GTA V. Это продукты, оставившие неизгладимый след не только в игровой индустрии, но и в сердцах многих игроков.

Новая GTA побила рекорды продаж в первый же день. Уровень ожидания этого продукта был колоссальным, и это неудивительно. Компания Take-Two Interactive, выпустившая Grand Theft Auto V, поделилась цифрами, согласно которым с момента старта продаж игры по всему миру было продано более 80 миллионов копий!

Игровые разработчики называют ряд причин, объясняющих такой феноменальный успех. Это и интересная простая механика, доступная для понимания широкой аудитории, и хорошо подобранный сеттинг, знакомый американским игрокам по реальной жизни, а остальным по голливудским фильмам, и визуальная составляющая, и атмосфера безнаказанности и вседозволенности — возможность делать то, что карается законом в реальной жизни.

Существует мнение, что подобные продукты негативно отражаются на психике и развитии детей. Однако некоторые учёные считают, что игры, наоборот, дают людям отдушину, позволяя «слить» агрессию в виртуальном мире. В GTA свобода действий игрока лимитирована лишь техническими ограничениями. Открытый мир дает возможность самостоятельно принимать решения о том, чем заняться в настоящий момент. К слову, это одна из причин, по которой игроки так полюбили бессмертную MMO World of Warcraft. Концепция свободы в играх привлекает многих игроков. Некоторые психологи проводят здесь параллели с эскапизмом — желанием вырваться из привычной жизни.

Другой известный продукт, вышедший в то же время — Dota 2 — с первого взгляда может показаться совершенно противоположным по своей концепции. Но если посмотреть внимательно, мы тоже увидим свободу для игрока. Но в чем она заключается? Эта игра ограничена одной картой с одним режимом, здесь нет огромного открытого мира, как в GTA или WoW, но есть место свободе выбора! Игрокам доступно большое многообразие персонажей, каждый из которых имеет свой стиль игры. Но главное — победа в рамках конкретной игровой сессии зависит только от самого игрока и его напарников. Командная сессионная игра предлагает огромный простор для выбора тактик и действий. И, конечно же, можно найти массу оправданий своему поражению, ведь это «криворукие тиммейты» помешали мне одержать победу. Игрок может присвоить победу себе, рассказав, как он «затащил» в одиночку, а в случае неудачи он не виноват ни в чём: его подвели слабые соратники.

Мнение экспертов не является выражением позиции университета