История X,
в которой работодатели создают Национальную систему квалификаций и выражают недовольство системой образования, но все же не упускают возможности оказать ей поддержку

В постсоветской России сложно найти работодателя, который был бы доволен результатами работы системы образования. Многие представители и бизнеса, и государственного сектора считают своим долгом заявить, что вузы и техникумы учат не тому, что требуется на рынке труда, что выпускники ничего не умеют, что их приходится переучивать либо в корпоративной системе обучения, либо на рабочем месте. И хотя государство пытается сделать так, чтобы работодатели ставили задачи системе образования, оценивали качество ее работы и непосредственно участвовали в подготовке кадров, представители системы образования нередко ожидают иного подхода: чтобы они давали деньги, брали выпускников на работу и ни во что не вмешивались.

Все 25 лет современной истории образования – это череда попыток не просто наладить отношения между работодателями и учебными заведениями, но и выстроить институциональные механизмы их взаимодействия. Если эти механизмы не работают, то, как заявлял еще в начале 2000-х президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, «государство «прокручивает» образовательную систему вхолостую».

Квалификации vs дипломы

Основным механизмом, за создание которого взялись всем миром с начала 2000-х годов, стала Национальная система квалификаций. Ее оператор - Национальное агентство развития квалификаций, работающее с 2006 года. Основные параметры и целевые ориентиры были заданы в майском указе президента в 2012 году, а в 2014 году заработал Национальный совет при Президенте России по профессиональным квалификациям.

Суть системы в том, что объединения работодателей разрабатывают профессиональные стандарты — требования к специалистам того или иного профиля, и создают независимые центры оценки квалификаций, где любой желающий может сдать профессиональный экзамен и получить документ, подтверждающий квалификацию, например, сварщика или лифтера, бухгалтера или архитектора. Факт подтверждения квалификации заносится в федеральный реестр, так что документ нет смысла покупать в переходе.

Национальная система квалификаций задумывалась как дополнение, а отчасти и как противопоставление сложившейся системе образования – звучали даже прогнозы о вытеснении рынка дипломов рынком квалификаций. Законом «Об образовании в Российской Федерации» (часть 7 статьи 11) было предписано разрабатывать стандарты высшего и среднего профессионального образования на основе профессиональных стандартов. Степень согласования определяется в каждом конкретном случае (например, в образовательном стандарте по направлению «Экономика» невозможно учесть требования десятков «родственных» профстандартов вплоть до бухгалтерского), но общий тренд был задан. Без учета требований профессиональных стандартов образовательные стандарты теряют легитимность. Сейчас Национальная система квалификаций находится в стадии формирования – согласно прогнозу Александра Шохина, всю страну она должна охватить лишь к концу 2018 года. Новшества проходят обкатку. Количество профессиональных стандартов, утвержденных Минтрудом, перевалило за тысячу, образовательные стандарты и программы поэтапно дорабатываются с учетом их требований.

С 1 января 2017 года вступил в силу федеральный закон «О независимой оценке квалификаций», определивший в числе прочего порядок работы независимых центров оценки квалификаций. К концу 2017 года было открыто более 150 центров – у строителей и лифтовиков, у рестораторов и финансистов, в нефтегазовом и машиностроительном секторе. Экзамены в таких центрах – по большей части дело добровольное. Однако в ряде отраслей, связанных с повышенной опасностью, как тот же вертикальный транспорт (лифты и прочие подъемники), без свидетельства о квалификации из независимого центра человека уже сегодня могут не допустить к работе. Во всех отраслях бюджетной сферы применение профессиональных стандартов и прием на работу по результатам квалификационных экзаменов будут обязательными с 1 января 2020 года.

«Национальная система квалификаций – это система маяков, на которые ориентируется образование, — говорит генеральный директор НАРК Александр Лейбович. — Образовательные стандарты, а теперь и примерные программы по многим направлениям и специальностям высшего и среднего профессионального образования разрабатываются и актуализируются исходя из требований профессиональных стандартов. В ряде отраслей программы дополнительного образования строго ориентированы на требования квалификационных экзаменов. И уже недостаточно просто посещать курсы и получить свидетельство об их окончании по результатам экзаменов, которые принимали у тебя твои же преподаватели».

Аккредитация

Еще один элемент Национальной системы квалификаций – оценка работодателями качества образовательных программ.

Попытки ее организовать предпринимались с 1990-х годов. На сегодняшний день закон предусматривает три разновидности негосударственной аккредитации. Международную и общественную аккредитацию образовательных программ может проводить кто угодно (дипломами о такой аккредитации обычно увешаны стены кабинетов ректоров частных вузов), а вот профессионально-общественную – только объединения работодателей.

Какое именно объединение может быть наделено таким правом? Четкий ответ на этот вопрос законодательство пока не дает, но есть недвусмысленная формулировка в указе Президента РФ. Так что в 96-ю статью закона «Об образовании в Российской Федерации» подготовлены изменения, позволяющие организовывать профессионально-общественную аккредитацию только официально признанным объединениям работодателей - советам по профессиональным квалификациям. К концу 2017 года действуют 28 таких советов в разных отраслях. Уже сейчас СПК отбирают работодателей и их объединения, которые проводят профессионально-общественную аккредитацию в соответствии с общими требованиями. Это дает возможность сопоставлять результаты и повышает репутацию процедуры.

При таком подходе наличие профессионально-общественной аккредитации должно стать знаком качества для образовательной программы и учебного заведения, ориентиром для ключевых работодателей, для абитуриентов и для государства. Потенциал процедуры высок, и уже сегодня ее результаты учитываются при распределении контрольных цифр приема в вузы, а в ряде регионов – в профессиональные колледжи.

Взаимовыгодное сотрудничество

Образцом взаимодействия вуза и работодателей еще с советских лет считается МФТИ, одно из преимуществ образовательной системы которого — базовые кафедры, созданные в вузе профильными предприятиями. Помимо малого Физтеха – собственно университета, расположенного в Долгопрудном, есть большой Физтех – предприятия за его пределами, где студенты практикуются на старших курсах. В 1990-е опыт Физтеха стали перенимать другие вузы – в одних участие предприятий в работе базовых кафедр сводилось к назначению ее заведующим своего директора, в других компании включались в образовательный процесс, что давало им возможность и корректировать программы, и затем нанимать на работу лучших студентов и выпускников. На сегодняшний день только в подведомственных вузах Минобрнауки создано более 1,2 тыс. базовых кафедр.

Со временем наиболее активные и мощные компании стали выходить за рамки базовых кафедр, создавая в вузах лаборатории, передавая свой бренд образовательным программам. В их числе образовательные проекты Яндекса, участвующего в реализации магистерских программ в МГУ, СПбГУ, МФТИ и МГУ, а в Высшей школе экономики создавшего факультет компьютерных наук. Еще пример – компания Acronis, разработчик системных решений, поддерживающая IT-образование в российских вузах в течение последних 14 лет. Вместе с другими компаниями она участвует в работе кафедры и магистерской программы в МФТИ, открыла научно-учебные лаборатории в НГУ, ИТМО и Вышке.

Подобные примеры, пусть не такого размаха, можно найти и в глубинке, где с образованием сотрудничают местные предприятия. Челябинский трубопрокатный завод, Липецкий металлургический завод, Уральская горно-металлургическая компания, многие другие вкладываются в подготовку кадров вместе с вузами, колледжами и содержательно, и материально. Работодатели пошли не только в вузы, но и в школы. Формируя кадровый резерв в регионах своих интересов со школьной скамьи, профильные старшие классы создают Газпром и Роснефть.

Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» инвестирует в исследования компетенций и развитие компетенций, необходимых школьникам и студентам для успешной работы и жизни в обществе будущего. Всероссийский конкурс «Школа навыков XXI века», организованный фондом вместе с Высшей школой экономики в 2017 году, выявил десятки эффективных практик в общем и дополнительном образовании, ориентированных на формирование у детей навыков XXI века, причем окончательный список этих навыков остается открытым.

Олимпиада

В 2017 году работодатели впервые организовали вместе с вузами совместную олимпиаду для выявления талантливых студентов. Ее назвали «Я – профессионал», под крыло олимпиаду взяли РСПП и «Деловая Россия». К разработке заданий по 27 направлениям подключились ведущие работодатели страны – Сбербанк, ВТБ и Росбанк (финансы и кредит), ФОМ и ВЦИОМ (социология), Департамент образования Москвы и «Просвещение» (педагогика), Яндекс и IBS (компьютерные науки), Интерфакс и «Россия сегодня» (журналистика). На олимпиаду зарегистрировалось порядка 300 тыс. студентов бакалавриата, специалитета и магистратуры, и у работодателей будет возможность нанять тех из них, кто выполнит задания лучше всего. 237 медалистов олимпиады были награждены на форуме «Россия — страна возможностей» в марте 2018 года накануне президентских выборов.

«Задания олимпиады являются практико-ориентированными. Они проверяют не просто знания предметов, которые студенты изучают в вузах, но и определяют наличие у них навыков, необходимых для успешной работы в современных быстро растущих компаниях, — говорит первый вице-президент «Просвещения» Михаил Кожевников. – Это критическое мышление, способность к решению проблем, способность к сотрудничеству и адаптации, инициативность и предприимчивость, эффективная устная и письменная коммуникация, умение получать и анализировать информацию, любознательность и воображение, в ряде случаев – лидерские навыки».

Для старшеклассников в России сформирована система социальных лифтов – это ЕГЭ, Всероссийская олимпиада школьников и широкий спектр олимпиад из министерского перечня, поясняет заместитель министра образования и науки РФ Павел Зенькович. Они могут проявить себя на интеллектуальных состязаниях с независимой и объективной оценкой так, чтобы их заметили и сразу приняли в вузы, а студенты пока не могут. За исключением олимпиад для бакалавров, которые проводят некоторые вузы, давая победителям преференции при поступлении в свои магистратуры, ничего подобного в масштабах страны никогда не проводилось. Новая олимпиада заполняет эту лакуну и в дальнейшем должна стимулировать вузы совершенствовать свои программы, приближая их к требованиям работодателей.