История V,
в которой выявляются причины прорыва российских вузов в мировые рейтинги и рассказывается, как государство боролось с псевдообразованием, но под каток попал Европейский университет

Принципы формирования современной структуры отечественной высшей школы были заложены еще на рубеже веков, когда впервые начала обсуждаться идея формирования группы ведущих вузов. О приоритетной поддержке таких вузов речь шла в материалах рабочей группы Госсовета 2001 года. Однако до конкретных шагов дело не дошло, поскольку деньги в казне еще не появились.

Незадолго до начала нацпроекта «Образование» ректор МГУ Виктор Садовничий и ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов написали письму президенту Путину, предложив принять государственную программу поддержки ведущих вузов. Эти вузы должны были отбираться правительством на конкурсной основе по каждому направлению науки отдельно, и открытость конкурсов должна была обеспечить прозрачность системе поддержки, стимулировать регионы вкладывать средства в «свои» вузы и избежать ситуаций, когда учебные заведения просто назначались бы «великими». Задача ведущих вузов по направлениям – развивать науку, внедрять результаты исследований в учебный процесс, служить ориентиром и гарантом качества для остальных.

Соблазнительные формы

Новая система координат высшего образования начала формироваться в 2006 году, когда в рамках нацпроекта «Образование» были определены первые 17 вузов, чьи инновационные программы победили на конкурсе, и созданы два федеральных университета – Сибирский и Южный, объединившие по несколько вузов соответственно Красноярска и Ростовской области. В 2008 году по указу президента статус национального исследовательского университета (НИУ) получили МИФИ и МИСиС

Эксперты призывали государство не «бросать» вузы, в развитие которых вложены значительные средства (в Высшей школе экономики, реализовавшей свою инновационную программу в 2006-2007 годах, было разработано ее продолжение, но уже за счет средств университета). И тогда началась разработка общих принципов работы, ключевых задач федеральных и национальных исследовательских университетов. На одной из дискуссий на вопрос о том, какими должны быть формы национальных исследовательских университетов, ректор МИФИ Михаил Стриханов ответил: «Соблазнительными»

Ключевой характеристикой федеральных университетов должен был стать масштаб (под общим брендом, как правило, объединяли несколько вузов регионального центра), тесная связь с экономикой и социальной сферой своих федеральных округов, в том числе подготовка кадров в их интересах. Национальные исследовательские университеты должны были, прежде всего, двигать вперед науку и технологии, конкурировать на мировых рынках, и подготовка кадров, способствующих развитию национальной экономики, конечно же, подразумевалась.

Практически все 57 вузов, участвовавших в нацпроекте, получили статус НИУ или вошли в состав новых федеральных университетов. На сегодняшний день в России действуют 29 НИУ (в 2009 году статус получили еще 12, в 2010 году – 15) и 10 федеральных университетов (в 2010 году получили статус еще 6 интегрированных вузов, по одному – в 2012 и 2014 году). Особый статус – «уникальных научно-образовательных комплексов, старейших вузов страны, имеющих огромное значение для развития российского общества», получили МГУ и СПбГУ. Все ведущие вузы получили право разрабатывать свои образовательные стандарты.

В 2016 году в российской высшей школе появилась еще одна категория вузов – опорные, на сегодняшний день их 33, по итогам конкурса они получили не только статус, но и средства на развитие. Опорные вузы работают на свои регионы, содействуя их развитию, их создание – общемировой тренд, а новый статус, отмечает аналитик Института образования ВШЭ Олег Лешуков, «делает их более заметными в общем ландшафте системы высшего образования». 

Подарок

Майским указом президента № 599 был дан старт проекту по развитию ведущих университетов, «предусматривающему повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров». В указе был четко обозначен целевой ориентир: «вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов». Так появился бренд проекта – 5-100, а понятие «мировой рейтинг» было конкретизировано: имелись в виду три рейтинга – QS (Quacquarelli Symonds), Times Higher Education и Academic Ranking of World Universities.

Первые 15 вузов-участников проекта 5-100 были отобраны в 2013 году, в 2015 году к ним добавились еще 6. По инициативе НИУ ВШЭ вузы-участники проекта объединились в ассоциацию «Глобальные университеты», основная задача которой – организация их сетевого взаимодействия. Каждый вуз разработал дорожную карту с механизмами его продвижения в проекте. Внешней экспертизой и оценкой результатов занялся Совет по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ среди ведущих мировых научно-образовательных центров. В него входят не только представители российского образования, науки и бизнеса, но и зарубежные ученые с мировыми именами. На его регулярных заседаниях ректоры докладывают об успехах, согласовывают планы, отстаивают бюджеты, демонстрируя завидные знания английского.

Однако уже в первые три года реализации проекта стало понятно, что российским университетам крайне сложно, а скорее невозможно войти в глобальные универсальные рейтинги. Главная причина – отсутствие в стране вузов, где представлен максимально широкий круг специальностей – от физики до медицины, так называемых comprehensive university, а в глобальных рейтингах лидируют именно они. И тогда было решено скорректировать цель, объявив основным измерением продвижения вузов предметные рейтинги.

В январе 2017 года на встрече с президентом Путиным Ярослав Кузьминов сказал: «Меня всегда, когда я приходил к Вам, спрашивали: не несёшь ли ты подарки? Я всё-таки подарок принёс, потому что хочу Вам доложить, что практически за два с небольшим года реализации этого проекта пять российских вузов вошли в топ-100 предметных рейтингов. Назову вузы: это Физтех, МИФИ, Новосибирский университет, Университет ИТМО (Вы его хорошо знаете) в Санкт-Петербурге и Высшая школа экономики. Мы вошли в разные рейтинги: в «компьютерную науку», кто-то в «физику», Высшая школа экономики вошла в «экономику и менеджмент». (Позже Вышка вошла в топ-100 и по другим направлениям).

Таким образом, результаты проекта 5-100 в 2017 году уже были достигнуты, и, по мнению ректора ВШЭ, это не только результат вложения государственных средств, но и «эффект потенциала, который был в российских, а до этого в советских вузах и просто не был раскрыт, не был признан мировым сообществом. И очень хорошо, что мы начали его раскрывать, начали показывать его мировому научному сообществу, в том числе в социально-гуманитарных науках, где Россия вообще очень сильно недооценивалась».

Следующая планка, которая может быть поставлена перед российской высшей школой, — участие как минимум одного университета к 2025 году в каждом предметном рейтинге: по биологии, наукам о жизни, по всем инженерным направлениям, а не только по тем, по которым уже удалось «прорваться».

Полиция и качество

Закон «Об образовании» 1992 года открыл огромные возможности для создания вузов и расширения их сети. Высшее образование, которое в СССР могли получить лишь избранные, в 1990-е вдруг оказалось доступным каждому. Открывались негосударственные вузы, в государственных вузах появлялись платные места, к тому же вузы всех форм собственности теперь могли открывать сколько угодно филиалов по всей стране и даже за рубежом.

Высшее образование де-факто стало бизнесом: в погоне за государственным заказом и деньгами семей о качестве вспоминали в последнюю очередь. Распространялось заочное образование по специальностям ажиотажного спроса — экономике и менеджменту. Летом 1997 года в интервью «Московской правде» Ярослав Кузьминов так комментировал ситуацию с подготовкой экономистов: «Девять из десяти таких дипломов не стоят ни гроша. То есть их обладателям они, конечно же, влетели в копеечку, а реальная цена документа – нуль, выпускник получает не более чем бумажку».

В свою очередь, государство пыталось бороться с такими вузами, регулярно лишая кого-то лицензии и аккредитации. В 2002 году министр Владимир Филиппов, Ярослав Кузьминов и декан юридического факультета СПбГУ Николай Кропачев даже объявили о создании «полиции качества высшего образования. За грозным названием подразумевалась регулярная содержательная экспертиза, которую эксперты ведущих вузов от имени государства должны проводить в вузах попроще. К группе риска отцы-основатели «полиции» отнесли негосударственные вузы, филиалы вузов всех форм собственности, а также экономические и юридические факультеты. Однако механизмы регулярного и строгого контроля в тот период так и не удалось создать.

Всерьез этой темой государство занялось лишь при Дмитрии Ливанове, когда федеральное министерство стало проводить ежегодный мониторинг эффективности вузов, а Рособрнадзор взялся всерьез контролировать соблюдение лицензионных и аккредитационных требований. Как и в случае с организацией ЕГЭ, государственная машина вдруг заработала на полную мощность, демонстрируя абсолютное безразличие к просьбам губернаторов, заступавшихся за приближенных ректоров, равно как и к угрозам ректоров закрывающихся вузов вывести студентов на улицы. Только в 2016 году, рапортовал руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов, аккредитации лишились 163 образовательных организации, у 134 была приостановлена аккредитация, у 27 – лицензия, у 139 – запрещен прием.

Однако, как бывает в подобных случаях, под каток попали не только заведомо слабые вузы.

В декабре 2016 года Рособрнадзор приостановил действие лицензии Европейского университета в Санкт-Петербурге. Основанием послужила проверка соблюдения лицензионных и прочих требований, в ходе которой было зафиксировано 120 нарушений, в том числе отсутствие своего спортзала и стендов с антиалкогольной пропагандой. Европейский университет – негосударственный гуманитарный вуз, аспирантский центр мирового уровня, по определению первого проректора ВШЭ Вадима Радаева – «собрание классных преподавателей и исследователей, генератор модельных образцов, которые в сильной степени повлияли на систему российского образования». Письма в его поддержку подписали многие, в том числе коллектив ВШЭ в Санкт-Петербурге. Несмотря на это, в сентябре 2017 года Рособрнадзор отказался выдать университету новую лицензию.