История VIII,
в которой в образовании внедряются инновации, государство оснащает школы Wi-Fi и теплыми туалетами, а ведущие вузы включают онлайн-курсы в свои учебные планы

Летом 2012 года один из руководителей Минобрнауки плыл на теплоходе по Волге. Сойдя на берег где-то между Астраханью и Волгоградом, он зашел в маленькую сельскую школу. Там к его визиту, естественно, никто не готовился, и он не увидел ни ремонта, ни современной техники, зато обратил внимание на осыпающуюся стену в спортзале. Позже он спросил астраханского министра Виталия Гутмана, куда были истрачены 550 миллионов, недавно выданные области на модернизацию общего образования. Тот искренне отвечал, что средства были направлены в школы - точки роста, а данная школа точкой роста не является. В противном случае в условиях дефицита ресурсов эффекта не будет, уравниловка не имеет смысла.

По большому счету, этим принципом государство руководствуется все последние 25 лет. Информационно-образовательная среда, насыщенная учебной техникой и немыслимая без скоростного интернета, для одних школ уже стала реальностью, а для других остается мечтой. Инфраструктура образования на любом уровне и практически в каждом регионе – это сплошь контрасты. Есть и новые, и ветхие здания, и под завязку упакованные оборудованием, и не имеющие даже интернета.

Среди учителей немало тех, кто по-прежнему скажет, что для успешной работы им достаточно мела, доски и нехитрого оборудования из советских времен. Есть учебные заведения, где даже при адекватном государственном обеспечении технологические новинки приживаются плохо. Как написал в Facebook замдиректора гимназии из Твери, автор популярного УМК по английскому языку Андрей Мишин, «вот так и живем… картошку копаем и в космос летаем. Ведем мы у себя электронный журнал и радуемся, удобно. А рядом другая школа – у них мучение получается».

Информатизация

Внедрение интернета в российском образовании началось с классических университетов. С 1996 до 2001 года по инициативе Джорджа Сороса при совместном с российскими властями финансировании были открыты 33 интернет-центра в университетах по всей стране. Скорость интернета была минимальной даже по меркам тех лет – на открытии последнего центра в Калининградском госуниверситете, ныне БФУ имени Канта, у студентов на компьютерах зависал даже незамысловатый сайт «Российской газеты».

В начале 2000-х стартовала государственная программа информатизации школ. Начали с поставок компьютеров, так как во многих школах техника не обновлялась с конца 1980-х. К интернету подключались чаще всего через стационарный телефон и модем. В сельских школах пытались организовать ассиметричный доступ, когда односторонний доступ к интернету школа получает через спутник, а запросы направляет через телефонную линию. Делалось это исключительно от бедности, но уже тогда, несмотря на нехватку техники и отсутствие каналов связи, новые технологии рассматривались как ресурс повышения качества образования. С их помощью обещали транслировать уроки лучших учителей, снабжать школы электронными ресурсами, тестами и обучающими программами.

С 2000 года основам компьютерной грамотности учителей обучали региональные центры Федерации Интернет Образования Михаила Ходорковского. В 2005 году на заем Всемирного банка Национальный фонд подготовки кадров начал проект «Информатизация системы образования» — в пилотных регионах открыли межшкольные методические центры, где учителя и преподаватели колледжей осваивали новые технологии. На деньги нацпроекта «Образование» началось массовое подключение школ к Интернету, и в октябре 2011 года о почти полном выполнении этой программы рапортовал министр Андрей Фурсенко: интернетом было обеспечены 97% школ, оставшиеся 3% — школы, подлежащие реконструкции, или малокомплектные филиалы.

С 2015 года обязательным условием попадания учебника в федеральный перечень стало наличие его электронной версии. И хотя сейчас вряд ли удастся найти школу или даже класс, где каждый ученик пользуется лишь учебниками из планшета, прогнозы о будущем так называемых ЭФУ – электронных форм учебников - оптимистичны. На Петербургском международном экономическом форуме – 2017 Ярослав Кузьминов заявил, что бумажный учебник станет анахронизмом уже через 5 лет.

Новые школы

В современной России остаются прозой жизни ветхие школы с классами по 45 человек.

По данным 2015 года, более четверти школьников страны учились во вторую, а иногда и в третью смену; более 9 тыс. школьных зданий имели уровень износа от 50 до 70 процентов, более 6 тыс. – свыше 70 процентов. В той же Астраханской области, где в начале 2010-х годов оснащали все школы доступом к интернету по Wi-Fi, одновременно строили теплые туалеты в сельских школах.

В 2016 году была запущена федеральная программа по созданию 6,5 тыс. школьных мест, то есть в первую очередь – по строительству новых школ. И речь идет не просто о типовых зданиях, но и о создании в них информационно-образовательной среды, об их соответствии требованиям ФГОС к оборудованию и оснащению. Программа рассчитана до 2025 года.

Новая инфраструктура в образовании создается уже сегодня, причем не только в рамках традиционной государственной системы. Зачастую проводниками новых образовательных технологий становятся некоммерческие организации и частные предприниматели. По мнению президента группы компаний "Просвещение" Владимира Узуна, ответственность за инвестиции в образование с государством готов разделить бизнес.

Инновации

Одно из направлений, развивающееся в основном за рамками школы, — робототехника, по популярности уступающая разве что курсам иностранных языков. Только «Лига роботов» — частный проект, начавшийся в 2014 году с десяти платных кружков в Москве и Московской области, — разросся до сотни кружков в столичном регионе и еще стольких же за его пределами. С 2009 года по инициативе миллиардера Олега Дерипаски проводится РобоФест — всероссийский научно-технический фестиваль для школьников и студентов. Осенью 2017 года российская делегация успешно поучаствовала во Всемирной олимпиаде роботов в Коста-Рике, привезя набор наград в разных номинациях, в том числе золотые медали.

С 2015 года в нескольких десятках регионов были открыты кванториумы — детские технопарки для изучения основ инженерной профессии. Их финансируют федеральная, региональная власть и частный бизнес. На современном оборудовании дети осваивают там лазерные технологии, нейротехнологии, беспилотную авиацию, программирование, 3D-моделирование. Одновременно у них пытаются формировать 4К-компетенции (коммуникации, креативность, командное решение проектных задач, критическое мышление). Каждый кванториум связан с местными предприятиями: например, в подмосковном Королеве — с Объединенной ракетно-космической корпорацией, в Набережных Челнах — с КАМАЗом. При поддержке группы компаний «Просвещение» создаются мобильные кванториумы — передвижные лаборатории с инженерной «начинкой» в расчете на сельские школы.

С 2014 года Институтом образования Высшей школы экономики проводится Конкурс инноваций в образовании (КИвО), ежегодно собирающий порядка 600 заявок со всей страны. Его участники — работники образования, преподаватели, студенты, предприниматели, придумавшие оригинальные коммерческие, а порой и социальные проекты. Почти половина проектов связана с информационными технологиями. Через КИвО в разные годы прошли детская школа программирования «Кодабра», электронная школа «Знаника», проекты в сфере робототехники, обучения детей-мигрантов, создания современной среды на всех уровнях образования. В отличие от государственных проектов эти инновации рождаются не в начальственных кабинетах, и многие из них оказываются жизнеспособны, влияя на ландшафт отечественного образования.

Дистанционное обучение

Термин «дистанционное обучение» появился в 1990-х и поначалу был фактически синонимом заочного обучения в высшем и дополнительном профессиональном образовании. Разница заключалась лишь в том, что в дистанционном обучении использовались технические средства той поры – аудио- и видеокассеты с лекциями, дискеты с методическими указаниями и компакт-диски с простейшими интерактивными уроками и тестами. Все это помещалось в чемоданчик, который выдавался студенту-заочнику вуза или бизнес-школы, после чего учеба была в значительной степени самостоятельной – с консультациями и сессиями, как в советские времена. Поток студентов не уменьшался даже под воздействием расхожих шуток о дистанционном образовании, которое сравнивали с дистанционным обедом, с сексом по телефону и говорили, что диплом у выпускников тоже будет дистанционным.

Однако отношение вскоре сменилось на прямо противоположное, и это связано с мировыми тенденциями развития высшего и непрерывного образования. В 2012 году профессорами Стэнфордского университета была основана Coursera – онлайн-платформа, где публиковались онлайн-курсы лучших профессоров из лучших университетов мира. Особенность платформы в том, что курсы не просто выкладываются в открытый доступ, — люди, которые их изучают, могут общаться с преподавателями, объединяться в группы, устраивать взаимную проверку заданий. В 2015 году в России была создана Национальная платформа «Открытое образование», где размещают свои курсы отечественные ведущие вузы.

Аббревиатура МOOC (Massive Open Online Courses – массовые открытые онлайн-курсы) сегодня, как правило, означает образование высокого качества, и ведущие российские университеты включают национальные и зарубежные онлайн-курсы в свои образовательные программы. В зарубежных университетах уже немало бакалаврских и магистерских программ, полностью состоящих из онлайн-курсов, а в России такую программу открыл МФТИ. В ВШЭ с 2016 года в каждую образовательную программу бакалавриата или магистратуры включены онлайн-курсы или курсы в смешанном формате, когда студенты слушают курс-онлайн, а семинары и экзамены проводятся в традиционной форме. Уже есть примеры, когда студентам засчитывают онлайн-курсы зарубежных университетов.

«Всеобщие ожидания, что доступ к новым форматам в образовании приведет к улучшению его качества, вполне обоснованы, — считает проректор ВШЭ Сергей Рощин. — Качество в данном контексте определяется возможностью быстро получить новые знания и компетенции, которые тут же можно будет применить в мире быстро обновляющихся технологий. Формат онлайн позволяет оперативно доставить знания тем, кто в них нуждается. Количество специалистов по вновь возникающим технологиям всегда будет ограничено, и они далеко не всегда смогут прийти в университетскую аудиторию, чтобы преподавать. Теперь же доступ к таким специалистам, готовым делиться знаниями, открыт».

Всеобщие ожидания, что доступ к новым форматам в образовании приведет к улучшению его качества, вполне обоснованы

Ведущие российские вузы выходят со своими курсами на мировой рынок образования. В 2017 году Высшая школа экономики вошла в топ-10 университетов мира, представленных на Coursera, разместив там более 60 курсов, из них почти половина – на английском языке. Аудитория курсов ВШЭ — более 1 млн. человек.