История IX,
в которой выясняется, зачем в Тюмени придумали ученико-час и почему учитель в России – всегда больше, чем учитель

«Если учитель приходит в класс униженный, подавленный, нервный, озлобленный, это неизбежно отражается и на детях. Грозно „аукнется“ не сегодня, так завтра», — так в середине 1990-х пророчествовал обычно не склонный к сентиментальностям министр и вице-премьер Владимир Кинелев.

Учительская нищета тех лет отражалась на детях незамедлительно, став ключевой причиной неформализованных отношений родителей со школой. Эти отношения были увековечены в гротескном образе воронежской учительницы Снежаны Денисовны, в каждом выпуске телесериала «Наша Russia» находившей очередные способы развести своих учеников на деньги.

Высшая школа экономики

Деньги

Уделом учительского сословия нищета оставалась и в первой половине 2000-х. Осенью 2005 года на пресс-конференции девушка влепила Андрею Фурсенко пощечину за то, что государство мало платит учителям, а на финале конкурса «Учитель года» в Калининграде в его присутствии кто-то из финалистов со сцены так охарактеризовал недавнюю смену министра: «Было фи, стало фу».

Первые ощутимые сдвиги были зафиксированы в большинстве регионов-участников комплексных проектов модернизации образования — КПМО (2007–2009), и уже в сентябре 2008 года на коллегии Минобрнауки Ярослав Кузьминов сказал: «Я не верил, что зарплата учителя вырастет почти в два раза».

В последующие годы рост продолжался. Особенно высокой динамика была в конце 2011 года, когда регионы повышали зарплату не менее чем на 30% или сразу доводили ее до средней по экономике. В школе Омского района мне рассказали историю про молодую учительницу начальных классов, которая, выйдя из декрета, рассчитывала в лучшем случае на 8 тысяч рублей, а получила 13 тысяч и в день получки пела-плясала в школьном коридоре (в тот период для того региона это была существенная прибавка). В последующие годы мониторинг качества приема в вузы показывал, что учиться на педагогов идут все лучше подготовленные абитуриенты.

Майский указ № 597 предписывал удерживать среднюю зарплату учителей на уровне не ниже средних показателей по экономике. Впрочем, государство идет на некоторые хитрости. Средние показатели определяются не в расчете на ставку, а с учетом реальной нагрузки учителей, работающих на 1,5, а то и на 2 ставки. К тому же в 2016 году рост доходов учителей замедлился из-за изменения методики подсчета средних зарплат. Сохраняется неравномерность доходов и в школьных коллективах, и в разных муниципалитетах. Как правило, зарплаты ниже там, где детей мало, а школьная сеть не оптимизирована.

Механизмы

В середине 2000-х государство задумалось о механизмах оплаты труда учителей. От единой тарифной сетки происходил переход к так называемой новой системе оплаты труда — НСОТ, дискуссии о которой пришлись на период интенсивного роста учительских доходов в регионах КПМО. Наиболее распространенной стала модель, когда в основе зарплаты учителя лежит небольшой оклад, на который нанизываются надбавки и коэффициенты за количество часов, квалификацию, стаж, почетные звания, сложность и приоритетность предмета и так далее. К этой части — базовой — добавлялась стимулирующая, их оптимальным соотношением считается 70 к 30.

Особую модель НСОТ разработали в Тюменской области, предложив учитывать при расчетах с учителем количество детей в его классе. Так основой оклада стал ученико-час — плата, которую учитель получает за работу с одним учеником в течение одного академического часа. Чтобы не побуждать учителей переполнять классы, за 26-го и последующих детей плата не начислялась. Еще одним свойством тюменской методики был отказ от доплат за стаж — ведь если благодаря стажу качество работы растет, это наверняка будет учтено в стимулирующих выплатах.

Тюменский опыт лег в основу модельной методики, которую регионам КПМО предписало внедрить федеральное министерство (его представитель однажды сравнил НСОТ без ученико-часа с мужчиной без известного органа). При введении ученико-часа от количества учеников в классе стал зависеть оклад каждого учителя, пусть даже на демографию он повлиять не мог никак. Если учеников мало, долго он в школе не проработает. По определению главного редактора журнала «Директор школы» Константина Ушакова, произошел переход к сдельной оплате труда.

Тюменская методика прижилась не везде, иногда ее использовали лишь в городах, где реально обеспечить наполняемость классов. С приходом Сергея Собянина на должность мэра Москвы ученико-час стали вводить столичные школы. Исаак Калина пояснял, что если с введением норматива финансирования каждый ученик стал представлять ценность для школы, то с введением ученико-часа — для конкретного учителя, и в этом заключается глубокий педагогический смысл. По его мнению, расхожие утверждения о том, что система образования становится личностно-ориентированной, лишь теперь нашли отражение в финансовых механизмах, и это повлияло на качество. Учителя стали привлекать учеников в свои классы, перестали «выталкивать» их хотя бы потому, что каждый такой ребенок прямо влияет на содержимое их кошелька.

Новые практики

Осенью 2013 года в рамках общей работы по созданию Национальной системы квалификаций Минтруд утвердил профессиональный стандарт педагога. Его разработала группа Евгения Ямбурга — директора московской школы № 109, которую сам Ямбург называет «школой для всех», где «каждой твари по паре» — есть и дети с выдающимися способностями, и инвалиды, и плохо говорящие по-русски, и — год за годом увеличивающаяся категория в масштабах страны — дети с минимальными мозговыми дисфункциями и дефицитом внимания. Говорить таким детям «Будь внимателен!» — то же самое, что говорить слепому «Присмотрись!»

Ямбург подчеркивал, что учитель должен не только знать предмет и владеть компьютером, но и уметь работать с любыми категориями детей, даже если все они представлены в одном классе. Профстандарт задавал высочайшую планку — по выражению научного руководителя Института образования ВШЭ Исака Фрумина, соответствовать ему мог только сверхчеловек. Так что внедрение требований, сформулированных в документе, решили отложить — фактически на неопределенный срок.

Позже профстандарт решили доработать, дифференцировав требования к учителям и создав так называемую Национальную систему учительского роста. По аналогии с высшей школой предстоит ввести должности (уровни квалификации), назвав их, например, просто учитель, ведущий учитель и старший учитель. Элементом Национальной системы учительского роста должны стать общероссийские требования к аттестации, которые в 2017 году начал разрабатывать Рособрнадзор. Оценивать планируется четыре компонента — знания предмета, владение методикой, психолого-педагогические компетенции и коммуникативные компетенции. Реальные сроки завершения всей этой затянувшейся реформы прогнозировать сложно.

Впрочем, уже сегодня учителя вынуждены не только обновлять предметные знания, чтобы сдавать ЕГЭ наравне со своими учениками (мода на такую форму «аттестации» возникла благодаря много работающему с учителями Пермскому кампусу ВШЭ, и ее стали перенимать другие регионы). В педвузах и институтах повышения квалификации задумываются о том, чтобы формировать у них навыки, свойственные современным детям, — способность к самопрезентации и импровизации, скорость реакции, умение держать удар, жонглировать цитатами и метафорами из разных культурных пластов, быстро считывать источники информации.

Некоторые учителя уже используют в учебном процессе неформальные практики молодежной среды — в январе 2017 года учитель истории Лицея ВШЭ Василий Кузнецов прочитал ученикам рэп-лекцию о XVI веке на 40 минут, ее видео на YouTube набрало более 150 тыс. просмотров. Как отмечают исследователи Московского городского педагогического университета, «возможно, школам и вузам, учителям и преподавателям стоит „подсмотреть“ актуальные форматы и жанры, внедрить их педагогическую практику, тем самым повысив качество образования и сделав его ближе к реальной жизни нового поколения».

Василий Кузнецов читает ученикам рэп-лекцию

Самочувствие и сочувствие

Вне зависимости от того, хватает денег на зарплаты или нет, государство старается поддержать учителей морально. Все 25 лет его представители произносят с высоких трибун слова о важности профессии, о великой миссии и высоком предназначении педагога. Ключевое медийное мероприятие во славу ремесла — конкурс «Учитель года» — исправно проводили даже в тяжелые 1990-е.

Но если в те годы эти слова сопровождались нищетой, пусть характерной и для представителей многих других профессий, то сегодня государство, как правило, выполняет финансовые обязательства (пусть даже в развитых странах зарплата учителей чуть выше — 110–120% от средней по экономике). "В 1999 году, работая почти на полторы ставки, я получала 800 рублей, которых хватало на одни сапоги. Или зарплату выдавали натурой — хорошо, если продуктами, но приходилось брать и совершенно ненужные вещи. Сейчас учитель приходит в магазин и не задумывается, сколько денег он может потратить и хватит ли до следующей зарплаты",— еще в 2012 году говорила в интервью учительница биологии из хакасского села Наталья Сагатаева.

Однако самочувствие учителей и сегодня оставляет желать лучшего.

Во-первых, из-за неравномерности оплаты труда у некоторой части сообщества остается финансовая неудовлетворенность — вполне типичным был прошлогодний вопрос дагестанского учителя Дмитрию Медведеву, в ответ на который премьер не сумел сдержать эмоции и посоветовал ему сменить профессию.

Во-вторых, профессия стала менее привлекательной в силу организационных сложностей, одна из которых — вал бумажной и прочей отчетности.

Жалобами учителей на жизнь и издержки ремесла изобилует медийное пространство. Пожалуй, ни одной другой профессии не посвящено такое количество жалостливых демотиваторов в социальных сетях.

В-третьих, в общественном сознании произошла десакрализация профессии. Экс-директор «Просвещения» Александр Кондаков рассказывал, как в советские годы после пединститута, попав на практику в сельскую школу в Карелии, шел по селу со своими учениками, и проходящий мимо старик поклонился ему в пояс. Сегодня градус уважения не столь велик, и в случае конфликта с родителями и учениками крайним оказывается, как правило, учитель. Так что ностальгия по советским временам, которая порой возникает у старшего поколения учителей, не удивительна.

Жалобами учителей на жизнь и издержки ремесла изобилует медийное пространство. Пожалуй, ни одной другой профессии не посвящено такое количество жалостливых демотиваторов в социальных сетях. «Современное родительское собрание — это когда родители распекают учителя, указывая ему на его промахи в преподавании и воспитании детей», «Продолжительность рабочего дня учителя в 1,5–2 раза превышает продолжительность рабочего дня представителей других профессий», «Может, отменить зарплату учителям вообще? Они ведь ходят в школу по призванию».

Впрочем, управленцы сферы образования считают, что жалобы на низкую зарплату сегодня уж точно не имеют под собой серьезных оснований.

«Негативные отзывы я могу объяснить исключительно личными особенностями конкретных людей, — сказала замминистра Омской области Лариса Солдатова в 2011 году, когда в школах резко выросли зарплаты, но недовольство у части педагогов все равно сохранялось. — Это вопрос не из сферы финансов, а об отношении человека к жизни: у одних оно позитивное, у других — сплошной негатив. Если работать мало, плохо или вообще не работать, остается сидеть в Интернете и высказывать неудовлетворенность всем, в том числе зарплатой. Хотелось бы, чтобы среди учителей было больше людей позитивных, потому что они учат наших детей и передают им свое отношение к жизни».