• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

 

Irina Filatova

Doctor of Historical Sciences, Professor at the HSE Faculty of Humanities’ School of History, and Professor Emeritus at the University of KwaZulu-Natal in South Africa. Professor Filatova is also the author of six books on African history, four of which she co-wrote with Apollon Davidson. The editor and co-editor of dozens of collected works and publications, Filatova is also a member of the editorial board for Twentieth Century Communism. A Journal of International History (University of Manchester). She has published works in the Journal of Contemporary History, South African Journal of International Affairs, South African Historical Journal, Vostok, Novaya i Noveyshaya Istoria, and others.

Irina Filatova
‘HSE is an initiative by people whom I deeply respect and with whom I associate critical changes in our country’


On Choosing a Career

I graduated in 1965. The thaw had ended, and times were gloomy. Around two years before finishing school, I had randomly ended up at an African seminar at the House of Friendship with Peoples of Foreign Countries. At the time, Soviet people knew fairly well what one could and could not say. The participants of this seminar were African students who spoke openly and passionately and who discussed what they wanted. They insisted that everything be reflected in Soviet press without any censorship. I spent two years in this seminar and became its secretary. So it was certainly no accident that I chose the Institute of Asian and African Countries’ Department of African Studies at Lomonosov Moscow State University.

‘For a Pedagogue Teaching by Example is Key’

The Institute of Asian and African Countries was a multifaceted institute. It changed with the times, from the thaw to the era of stagnation. A lot depended on specific people. I was really lucky with my department because it had wonderful teachers. I studied under Apollon Davidson, who was the most beloved professor among students and also the most highly respected member of the department’s faculty. Apollon Davidson created his own school. Another marvellous instructor was Gera Potekhina, the daughter of the founder of African studies in Russia Ivan Potekhin, who was also an outstanding pedagogue and the kindest of individuals. I could name many, many more. These people taught you about not only the profession or how to work, but also how to be an academic and a person. They taught you through example, through their own lives. This lesson has stayed with me forever. For a pedagogue, teaching by example is key.

The School of Apollon Davidson

For the school of Apollon Davidson, there was a characteristic lack of conjecture. Between the 1960s and 1980s the USSR Academy of Science’s Institute for African Studies was the main organisation focusing on Africa. It studied topics that were considered modern for the time – the noncapitalistic development path, the liberation struggle, the communist movement… Apollon once said, ‘Remember, these are the topics that we will only be able to understand many years from now. Right now we need to look at sources and at the things Africans themselves are writing. [We need to] research the topics we are able to understand and topics about which we are capable of expressing our own opinion.’

The ability to talk about serious academic matters using simple language without theoretical complexities is another characteristic of the Apollon Davidson school

Apollon always wrote and spoke simply, and his books are written in good literary Russian. His critics sometimes said that these are not academic works since it is as if there is no academic language in them, but academicism is not only language, but also the problems that a researcher raises in his or her works. For example, Apollon’s second book, South Africa. The Birth of Protest, is written simply, but it is the first ever book on the subject and has unfortunately not yet been translated. The ability to talk about serious academic matters using simple language without theoretical complexities is another characteristic of the Apollon Davidson school.

Finally, Apollon and his students aimed to work using primary sources and to approach these sources professionally without trying to make adjustments in line with whatever the current conjecture was. Today Apollon is the head of the Department of African History at the Russian Academy of Science’s Institute of History. In the department, these traditions are continued, and interesting research is published based on new archives that have been discovered over the last several decades.

On First Publications

In 1967, when I was a junior, Apollon suggested that two of my colleagues and I write a review of the book Hieroglyphs of Fire, which features travel writing from the well known African specialist and journalist Vladimir Iordansky. We spent around three months writing the review, scrutinising every word. When the book was published, it ended up being incredibly frightening to look at our own published text. It was as if everyone was seeing the emperor naked.

My close relationship with Africa began in the late 1980s and early 1990s, when Gorbachev’s policies led to the resolution of the conflicts in Angola and Namibia

My first book came out in 1985, and I spent a long time writing it. At the time we were all interested in the problem of colonial society. There was a common approach towards African studies at the time: pre-colonial societies existed, the colonisers arrived and oppressed the local population, the anticolonial fight began, the colonisers left, and the local population began building socialism.

But this narrative gave rise to a lot of questions. How exactly did European colonisation affect the local population and what did these societies look like as a result of colonisation? Obviously not capitalistic? How did colonies and the home countries cooperate? Did African society impact these home countries? These are questions that two of my books, A History of Kenya and People of the Green Hills of Africa between Past and Present, address.

On Traveling through Africa

My close relationship with Africa began in the late 1980s and early 1990s, when Gorbachev’s policies led to the resolution of the conflicts in Angola and Namibia and impacted the conflict in South Africa. At the time it had become clear that the end of the apartheid was coming. Throughout the world, people were becoming more interested in the Soviet Union, South Africa, and all of these conflict zones. Interest was also growing in the USSR’s influence on the African National Congress, the ruling party in South Africa at the time. Endless international conferences took place, and our Africa specialists were invited everywhere. In just a short period of time, I visited America, Great Britain, Botswana, and Namibia. Before this, I had spent 16 years working in the Department of African Studies at Moscow State University and had never left the socialist camp.

There’s a special smell in the air in the hot countries of Africa. This surprising smell just hits you when you get off the plane. I can’t describe it. It’s very strong and you only smell it in places where it’s very hot

My first time in Africa was on a four-day trip to a conference in Tanzania. After returning it took me five hours to tell the department about it. The trip really made a strong impression. There’s a special smell in the air in the hot countries of Africa. This surprising smell just hits you when you get off the plane. I can’t describe it. It’s very strong and you only smell it in places where it’s very hot. The smell doesn’t exist in Cape Town, for example.

The conference took place in Tanzania’s largest city, Dar es Salaam. There was a wonderful atmosphere at the event. The local students talked about anything they wanted. Lumumba Friendship University Rector Vladimir Stanis headed our small delegation. ‘Without me don’t open your mouths,’ he told us before the conference. Aside from myself, there was another person from the Committee of Youth Organisations. We sat silently and listened to African talk about anything and everything, and we watched as they criticised their own government however they wanted. We were only able to present on the last day, when Stanis left town to purchase some things. After I presented, an English historian and Africa specialist, Terence Ranger, came up to meet me. He came up right at the height of our conversation. It was really funny. Ranger and I were talking on the couch and the rector walked in front and started listening to our conversation.

On the Role of Teaching in Academia

Teaching is difficult. It’s even more difficult combining teaching with writing books and articles. I would not, however, recommend that anyone shy away from teaching. It disciplines your thinking and broadens your viewpoint. I know people who have never taught and nonetheless became wonderful researchers, but this is rare. More often than not it’s a scholar who conducts research and isolates themselves within their narrow field. Teaching allows you to broaden these horizons.

On Deciding to Come to HSE

Interest is what brought me to HSE. After 20 years, my time teaching in South Africa had come to an end. Naturally, everything ends sooner or later, and it’s bad to sit in the same place for too long. I quickly realised that I didn’t want to return to my old position at Moscow State University. HSE had a department for world and Russian history, and the department’s staff included Apollon Davidson, Leonid Vasilyev, and Alexey Ryabinin, whom I had known for a long time thanks to my Africa and Eastern studies.

Even at good South African universities, the students’ overall level is much lower than at HSE

In 2004 Apollon suggested I visit this department just to see what things were like at HSE. So I did and initially just spent a quarter of my time there. I was drawn to HSE thanks to the initiative of the people there, people whom I deeply respect and with whom I associate critical changes in our country. Great hope was put on them.

On Being a Historian at an Economics University

The atmosphere in our department was good overall. Administrative difficulties would arise at times, but there was a wonderful work climate. Everyone was interested in their work. Our idea was to give as broad a historical education as possible to students whose professional plans were not actually related to history. At that time, my students included journalism, mathematics, and philology majors, and the students were of varying levels. I would often compare – and I continue to do this – students in Russia with their African counterparts. In South Africa I taught courses not only on African history, but on Russian history as well. Even at good South African universities, the students’ overall level was much lower than at HSE. I don’t mean how well the students knew history, but their overall level of education and their view of the world. With which students was it easier to work? This is the wrong question. It’s better to ask with whom was it more interesting to work. I of course prefer HSE students.

After the department of general and Russian history, I spent two years in the public policy department. It was interesting, but difficult. I had to teach subjects that were new to me, subjects the very existence of which I didn’t have a clue before, for example regionalism or human rights in the modern world. I had to get up to speed quickly. I had five new courses over the course of a year, and they were all taught in English. It would normally take a year to prepare for each of these courses, but this wasn’t the case.

On Changes at HSE in the 2000s

Since I had never worked in administration, it was difficult to judge the changes taking place in university politics and management. But it’s obvious that the creation of the faculty of history, formerly the School of History, deepened the professional level of history instruction there. What I mean is that in the broader faculty, we weren’t professionals. There were just too few of us, and it was difficult for us to cover all of the different disciplines and fields in the historical sciences. At the same time, I think today’s programmes in the School of History focus too much on Russia and not enough on 20th century history. In the department for general history and Russian history, coverage of the regions was broader. We focused on the East, Africa, and contemporary processes in Europe, of course without forgetting about ancient history. In the School of History, not enough time is spent on the history of the East and Africa. After all, the contemporary world has become much less Eurocentric than before.

I’m currently working on a biography of the South African communist Jack Simons. He wasn’t connected to Russia, but he fascinates me because his life spans the history of South Africa over nearly the entire course of the 20th century

Another key moment was HSE’s continuous expansion. It frightens me. No organisation can go on expanding forever. Recently our own Faculty of Humanities at the Russian State University for the Humanities merged with the Institute for Oriental and Classical Studies, and I’ve heard we’ll be getting ethnographers soon as well. I understand perfectly well that academic institutions, where a lot of people come from, are currently in a very difficult position. I nonetheless believe that from a tactical perspective, the university’s uninterrupted expansion is awful because at a certain point such a huge team will simply stop being manageable. There have to be limits so that people know which direction they’re moving in and which problems they’re solving. A good example is the opening of the Faculty of History itself. When everything was just starting out, HSE got a very determined circle of specialists with distinct ideas. Today, as a result of constant expansion, these ideas are losing their form somewhat. If a team is constantly growing, at a certain point it will stop being a collective team, and this won’t end in anything good for research.

On Current Research Interests

I have been focused on South Africa professionally since the early 1990s, particularly with the nation’s ties to Russia. This is a very fruitful topic that ended up being much more interesting than the history of colonial society. Apollon and I have written four books together: The Russians and the Anglo–Boer War (published in South Africa), Russia and South Africa: Three Centuries of Relations, Russia and South Africa: Building Bridges, and The Hidden Thread: Russia and South Africa in the Soviet Era. In 2014 The Hidden Thread received the South African Recht Malan Prize for best academic book of the year.

My interest in Russian and African relations led me to the history of the communist movement in Africa. Thankfully the archives opened up. I worked a lot on the role communists played in the history of Africa, particularly South Africa, as well as the role they play now. This work culminated in several publications on Africans in the Communist International, as well as Communist International policy in Africa. This includes my work in South Africa and the Communist International: a Documentary History.

I’m currently working on a biography of the South African communist Jack Simons. He wasn’t connected to Russia, but he fascinates me because his life spans the history of South Africa over nearly the entire course of the 20th century. He was born in 1907 and died in 1995. It’s important for me to understand how one of the most educated individuals – a professional ethnographer who learned from Bronisław Malinowski at the London School of Economics and taught at the University of Cape Town – put aside his research to fight the apartheid and as a result paid for his beliefs. He left behind a rich archive that is currently located in Cape Town. His daughter gave me the letters he wrote her from abroad over the course of nearly three decades. This will really help me in my work.

Research at HSE: For School and for Life

If you look forward to seeing HSE’s development through the eyes of its first ever professors, and finding out how it turned into a leading Russian university from a modest institution, we would be glad to share this information on this website. Read, watch and have fun!

All stories

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

 

Ирина Ивановна Филатова

Доктор исторических наук, профессор Школы исторических наук факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, заслуженный профессор Университета КваЗулу-Натал (ЮАР). Автор шести книг по истории Африки, четыре из которых опубликованы в соавторстве с Аполлоном Борисовичем Давидсоном. Редактор и соредактор десяти коллективных трудов и публикаций документов. Член редколлегии журнала «Twentieth Century Communism. A Journal of International History» (Манчестерский университет). Автор публикаций в журналах «Journal of Contempоrary History», «South African Journal of Interna-tional Affairs», «South African Historical Journal», «Восток», «Новая и Новейшая история» и других.

Ирина Филатова
«Вышка — это инициатива людей, которых я глубоко уважаю, с которыми я ассоциирую очень важные перемены в жизни страны и на которых была вся надежда»


О выборе профессии

Я окончила школу в 1965 году. Оттепель закончилась, и время было сумрачное. Года за два до окончания школы я случайно попала на Африканский семинар в Доме дружбы с народами зарубежных стран. Советские люди знали тогда довольно четко, что можно говорить, а чего нельзя. Участники же этого семинара — африканские студенты — говорили откровенно и со страстью, обсуждали и осуждали все, что хотели, и настаивали на том, чтобы все это отражалось в советской прессе без какой бы то ни было цензуры. Я провела на этом семинаре два года и стала его секретарем. Так что выбор кафедры африканистики в Институте стран Азии и Африки (ИСАА) при МГУ имени М. В. Ломоносова был вполне осознанным.

«Для педагога самое важное — учить собой»

ИСАА был неоднозначным институтом. Он менялся вместе с эпохами — от оттепели до застоя. Многое зависело от конкретных людей. Мне очень повезло с кафедрой: на ней были прекрасные преподаватели. Я училась у Аполлона Борисовича Давидсона. Он был самым любимым профессором у студентов и самым уважаемым сотрудником кафедры. Аполлон Борисович создал свою школу. Другим прекрасным преподавателем была Гера Ивановна Потехина, дочь основателя российской африканистики Ивана Изосимовича Потехина, великолепный педагог и добрейший человек. Я могу назвать еще многих и многих. Эти люди учили не просто профессии, не просто тому, как работать,  но как быть ученым и человеком — учили собой, своей жизнью. Этот урок остался со мной навсегда. Самое важное для педагога — учить собой.

Школа Аполлона Давидсона

Для школы Аполлона Борисовича Давидсона было характерно отсутствие конъюнктурности. В 60 — 80-е годы прошлого века Институт Африки Академии наук СССР — главное профильное учреждение по Африке — занимался модными тогда темами: некапиталистическим путем развития, освободительной борьбой, коммунистическим движением. Аполлон Борисович говорил: «Вы понимаете, это такие темы, которые мы сможем понять только много лет спустя. А сейчас нужно смотреть на источники — на то, что пишут сами африканцы, — исследовать те темы, которые мы можем понять и по которым мы можем высказать свое собственное мнение».

Умение говорить о серьезных академических вещах простым языком без теоретических сложностей — ещё одна особенность школы Аполлона Борисовича.

Аполлон Борисович всегда писал и говорил просто. Его книги написаны хорошим литературным русским языком. Иногда его упрекали в том, что это не академические работы, поскольку в них якобы нет научного языка. Однако академизм — это не только язык, но еще и проблемы, которые исследователь поднимает. Например, вторая книга Аполлона Борисовича «Южная Африка. Становление сил протеста» написана просто, но это первая книга в мире на эту тему, и жаль, что она до сих пор не переведена. Умение говорить о серьезных академических вещах простым языком без теоретических сложностей — ещё одна особенность школы Аполлона Борисовича.

Наконец, Аполлон Борисович и его ученики стремились работать по первоисточникам и подходить к ним профессионально, без стремления подстроиться под какую-то текущую конъюнктуру. Сегодня Аполлон Борисович возглавляет Отдел истории Африки в Институте всеобщей истории РАН, и его ученики в этом отделе продолжают начатые им традиции, публикуют интересные исследования на базе новых архивов, открывшихся в последние десятилетия.

О первых публикациях

В 1968 году, когда я была на третьем курсе, Аполлон Борисович предложил мне и двоим моим коллегам написать рецензию на книгу «Огненные иероглифы» — очерки путешествий по Африке известного африканиста — журналиста Владимира Иорданского. Рецензию мы писали около трёх месяцев. Мучились над каждым словом. Когда она была опубликована, то оказалось, что смотреть на свой напечатанный текст ужасно страшно: кажется, что все видят, что король-то голый.

Близкое знакомство с Африкой началось у меня в конце 1980 — начале 1990-х годов, когда горбачевская политика привела к урегулированию конфликтов в Анголе и Намибии.

Первая книга у меня вышла в 1985 году. Готовила я ее очень долго. Нас всех тогда интересовала проблема колониального общества. В африканистике господствовал тогда такой подход: были доколониальные общества, пришли колонизаторы, которые угнетали местное население, затем началась антиколониальная борьба, колонизаторы ушли, и местное население стало строить социализм.

Но эта схема вызывала много вопросов. Как именно повлияла европейская колонизация на местные общества, какими они стали в результате колонизации? Ведь явно не капиталистическими? Как взаимодействовали колонии и метрополии? Оказывало ли африканское общество влияние на метрополию? В двух моих книгах — «История Кении» и «Люди зеленых холмов Африки между прошлым и будущим» — как раз поднимаются эти проблемы.

О путешествиях в Африку

Близкое знакомство с Африкой началось у меня в конце 1980 — начале 1990-х годов, когда горбачевская политика привела к мирному урегулированию конфликтов в Анголе и Намибии и повлияла на урегулирование в ЮАР. В тот момент стало ясно, что апартеиду скоро придет конец. Во всем мире резко вырос интерес и к Советскому Союзу, и к Южной Африке, и ко всем этим конфликтным зонам, и к тому, насколько СССР имеет влияние на Африканский национальный конгресс — ныне правящую партию ЮАР. Шли бесконечные международные конференции, и наших африканистов приглашали повсюду. За короткое время я побывала тогда в Америке, Великобритании, Ботсване и Намибии, проработав до этого на кафедре африканистики МГУ имени М. В. Ломоносова шестнадцать лет и ни разу не выехав за пределы социалистического лагеря.

В жарких странах Африки воздух пахнет по-особому. Этот удивительный запах просто сшибает на выходе из самолета. Я не могу его описать — он очень сильный и чувствуется только там, где очень жарко.

Если говорить о моем первом путешествии, то это была четырёхдневная поездка на конференцию в Танзании. После возвращения я рассказывала на кафедре об этой поездке часов пять: это были яркие впечатления. В жарких странах Африки воздух пахнет по-особому. Этот удивительный запах просто сшибает на выходе из самолета. Я не могу его описать — он очень сильный и чувствуется только там, где очень жарко. Например, в Кейптауне его нет.

Конференция проходила в университете крупнейшего города Танзании — Дар-эс-Салама. Атмосфера на ней была замечательная — местные студенты говорили все, что им хочется и как им хочется. Нашу маленькую делегацию возглавлял Владимир Францевич Станис, ректор Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы. «Без меня не открывать и рта», — сказал он нам перед началом. Кроме меня там был еще один человек из Комитета молодежных организаций. Мы сидели молча всю конференцию и слушали как африканцы говорят все, что угодно, и ругают собственное правительство так, как им хочется. Выступить удалось только в последний день, когда Станис уехал в город за покупками. После моего выступления ко мне подошел познакомиться английский историк-африканист Теренс Рейнджер. Станис вернулся в разгар нашей беседы. Было очень забавно: мы с Рейнджером общались, сидя на диване, а ректор ходил взад и вперед перед диваном и прислушивался к разговору.

О роли преподавания в науке

Преподавать трудно. Еще труднее совмещать преподавание с подготовкой книг и статей. Но я бы не рекомендовала отказываться от преподавательской работы: она дисциплинирует мысль и расширяет кругозор. Я знаю таких людей, которые никогда не преподавали и тем не менее стали прекрасными учеными. Но это случается редко. Чаще бывает, что ученый, занимаясь наукой, замыкается в своей узкой теме. Преподавание позволяет расширить эти узкие границы.

О решении прийти в Вышку

В Вышку меня привел интерес. Срок работы в Южной Африке, где я преподавала, подходил к концу. Я там проработала двенадцать лет. Естественно, что все рано или поздно кончается, к тому же вредно слишком долго сидеть на одном и том же месте. Я быстро поняла, что возвращаться на свое старое место, в МГУ, я не очень хочу. В Вышке же была общеуниверситетская кафедра всеобщей и отечественной истории, на которой работали Аполлон Борисович Давидсон, Леонид Сергеевич Васильев и Алексей Леонидович Рябинин, которых я давно знала по своим африканистским и востоковедческим штудиям.

Даже в хороших южноафриканских университетах уровень подготовки студентов гораздо ниже, чем в Вышке.

В 2004 году Аполлон Борисович предложил мне прийти на эту кафедру и просто посмотреть, что такое Вышка. Я попробовала. Сначала пришла на четверть ставки. Меня привлекло то, что Вышка была инициативой людей, которых я глубоко уважаю, с которыми я ассоциирую очень важные перемены в жизни страны и на которых была вся надежда.

О работе историком в экономическом университете

Атмосфера на нашей кафедре была, в общем, хорошая. Иногда возникали трудности административного порядка. Но рабочий климат был прекрасным. Люди работали с интересом. Нашей идеей было дать как можно более широкое историческое образование студентам, чьи профессиональные планы не были связаны с историей. Я преподавала в то время и у журналистов, у математиков, и у филологов. Уровень учащихся был очень разным. Я часто сравнивала и продолжаю сравнивать его с уровнем африканских студентов. Работая в Южной Африке, я вела курсы не только по африканской, но и российской истории. Даже в хороших южноафриканских университетах уровень подготовки студентов гораздо ниже, чем в Вышке. Я даже имею в виду не столько уровень конкретных знаний в области исторической науки, сколько уровень общего образования, представлений о вселенной. С какими студентами легче работать? Это неправильный вопрос. Спрашивать надо, с кем интереснее работать. Мне интереснее, конечно, с вышкинскими.

После кафедры всеобщей и отечественной истории я два года работала на общеуниверситетской кафедре публичной политики. Было интересно, но тяжело. Мне пришлось вести предметы, о самом существовании которых я раньше понятия не имела. Скажем, регионалистика или права человека в современном мире. Пришлось быстро все это осваивать. У меня было пять новых курсов за год, причем все они были англоязычными. Нужно бы на подготовку каждого такого курса год, но так не случилось.

Об изменениях в Вышке в 2000-е годы

Поскольку я никогда не была связана с администрацией, мне трудно судить о переменах в области университетской политики и управления. Но очевидно, что появление факультета истории, нынешней Школы исторических наук, углубило профессиональный уровень преподавания истории. Я не имею в виду, что на общеуниверситетской кафедре мы не были профессионалами. Просто нас было мало, и нам было тяжело охватить все разнообразие дисциплин и направлений исторической науки. В то же время, сегодняшние программы Школы исторических наук, на мой взгляд, слишком сильно фокусируются на России и даже в ней уделяют недостаточно внимания истории ХХ века. На кафедре всеобщей и отечественной истории, охват регионов был шире: мы занимались Востоком, Африкой, современными процессами в Европе, не забывая, конечно, и про древнюю историю. В Школе исторических наук времени на историю Востока и Африки выделяется, с моей точки зрения, недостаточно, а ведь современный мир стал куда менее европоцентричным, чем раньше.

Сейчас я работаю над биографией южноафриканского коммуниста Джека Саймонса. С Россией он связан не был, но мне он очень интересен, потому что его жизнь охватила историю Южной Африки на протяжении почти всего ХХ века.

Второй момент — непрерывное укрупнение Вышки. Меня это пугает. Ни одна структура не может бесконечно расширяться. Недавно к нам на факультет гуманитарных наук из Российского государственного гуманитарного университета пришел Институт классического Востока и античности. Я слышала, что скоро к нам переедут и этнографы. Я прекрасно понимаю, что академические институты, откуда сегодня многие бегут, находятся в очень тяжелом состоянии. Тем не менее считаю, что, с тактической точки зрения, непрерывное расширение университета очень опасно, потому что в какой-то момент громадный коллектив просто перестанет быть управляемым. Нужны какие-то пределы, чтобы люди знали, в каком направлении они идут и какие задачи решают. Хороший пример — открытие того же факультета истории. Когда все начиналось, в Вышку пришел очень целеустремленный круг специалистов с четкими идеями. Сегодня, вследствие постоянного расширения, эти идеи понемногу теряют свои очертания. Если коллектив постоянно увеличивается, то в какой-то момент он просто перестает быть коллективом, и ничем хорошим для науки это не заканчивается.

О текущих научных исследованиях

С начала 1990-х годов я профессионально занимаюсь Южной Африкой. Прежде всего историей ее связей с Россией. Эта тема — очень благодатная. Она оказалась гораздо интереснее, чем история колониальных обществ. Вместе с Аполлоном Борисовичем мы написали по ней четыре книги: «The Russians and the Anglo-Boer War», опубликованную в ЮАР, «Россия и Южная Африка. Три века связей», «Россия и Южная Африка: наведение мостов» и «The Hidden Thread: Russia and South Africa in the Soviet Era». В 2014 году последняя получила в ЮАР премию Рехта Малана как лучшая академическая книга года.

Интерес к российско-африканским связям привел меня к истории коммунистического движения в Африке — благо открылись архивы. Я много работала над тем, какую роль коммунисты сыграли в истории Африки (прежде всего ЮАР) и какую играют теперь. Главным результатом этих штудий были публикации об африканцах в Коминтерне и коминтерновской политике в Африке, в том числе — двухтомник «South Africa and the Communist International: a Documentary History», изданный в Англии.

Сейчас я работаю над биографией южноафриканского коммуниста Джека Саймонса. С Россией он связан не был, но мне он очень интересен, потому что его жизнь охватила историю Южной Африки на протяжении почти всего ХХ века. Родился он в 1907 году, а умер в 1995-м. Мне важно понять, как образованнейший человек, профессиональный этнограф, учившийся у Бронислава Малиновского в Лондонской школе экономики и политических наук и преподававший в Кейптаунском университете, бросил свои исследования, чтобы бороться с апартеидом и в итоге пострадал за свои убеждения. Он оставил после себя очень богатый архив, который находится сегодня в Кейптауне. Его дочь предоставила мне его письма, которые он посылал ей из эмиграции на протяжении почти трех десятилетий. Это очень поможет мне в работе.

Материал проекта «Наука в Вышке: и для школы, и для жизни»

Если вам интересно посмотреть на Вышку глазами ее первых профессоров и немного узнать о том, как из небольшого вуза она превратилась в ведущий российский университет, будем рады видеть вас на этом сайте. Читайте, смотрите и получайте удовольствие!

Все материалы проекта