• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

На перемены, произошедшие в нашей жизни за последние годы, можно взглянуть по-разному. Мы все помним год выпуска нашего первого автомобиля; место, где мы впервые искупались в заграничном море, и, когда мы поняли, что киндзмараули — не самое лучшее в мире вино. В нашем же исследовании мы решили посмотреть на изменение вкусов и предпочтений за последнюю четверть века сквозь призму эволюции свадебного застолья.

Нет сомнений, что свадьба — столь знаковое событие, что она запоминается на всю жизнь (даже если она не единственная и брак был недолговечным). Безусловно, лучше запоминают свадьбу невесты, для большинства из которых она долго обдумываемое событие и плод девичьих мечтаний. Поэтому, задавая вопросы о днях, весьма отдаленных во времени, мы получали не только подробные, но и очень эмоционально окрашенные ответы. Людям приятно вспомнить и свадебную атмосферу (несмотря на присутствие легкого свадебного сумасшествия), и настроение гостей, и, конечно, то послевкусие, в том числе, гастрономическое, которое остается после свадьбы.

В нашем исследовании мы постарались понять, а что в принципе поменялось за эти годы в свадебном застолье. Опрошенные нами эксперты отметили как «вечные» гастрономические ценности (соленья, мясные закуски и (!) салат «оливье»), так и новые гастрономические «хиты» — салат «цезарь», жульен и «основное блюдо» как эстетический, смысловой акцент стола.

Главное, на что обратили внимание и эксперты, и респонденты — это роль свадебного торта.

В далеких 90-х остался торт, сделанный мамиными руками; в 2000-х — многослойный с безе и романтическими цветами. Описание тортов, представленных на свадьбах в 2010-х, заняло у некоторых респондентов полстраницы анкеты. Перемены коснулись не только степени «заорганизованности» культурной программы (тамада превратился в ведущего), но и места проведения свадеб: на смену ресторанам пришли банкетные залы, а, подчас, и загородный кейтеринг. Исчез формат домашнего застолья — если свадьба не отмечается в каком-либо заведении общепита, то все сводится к бокалу шампанского в ЗАГСе.

Многие из нас помнят, что в 90-е годы молодожены были значительно моложе и родители играли существенную роль в принятии решений о месте свадьбы, составе гостей культурной программе. Это происходило потому, что свадьбы проводились на деньги родителей, которые не могли остаться в стороне от принятия столь важных решений. В последнее десятилетие ситуация резко изменилась: молодожены повзрослели, люди женятся в возрасте достаточной финансовой самостоятельности, основные решения принимаются ими в соответствии со своими вкусами, взглядами, идеями. Финансовая роль родителей, если и присутствует, то носит вспомогательный характер, а мнения — рекомендательный.

Как мы считали

В рамках проекта рассмотрены разные аспекты свадебной застольной культуры, как  гастрономические, так и культурные. Для выявления общих тенденций трансформации свадебного торжества была проведена серия глубинных экспертных интервью представителями ресторанов, отелей, событийного бизнеса. В ходе исследования также был проведен опрос сотрудников НИУ ВШЭ, в котором приняло участие 157 человек.

Элементы свадебного застолья. Что изменилось за 25 лет

Сколько стоит мечта?

Нью-Йорк

На свадебную церемонию в Нью-Йорке новобрачные тратят в среднем $65,8 тыс. Это на 28% больше их совокупного годового дохода.

Москва

В Москве, по оценкам экспертов, средняя стоимость свадьбы составляет 2–3 млн. рублей (при средней зарплате 70 тыс. руб)

Санкт-Петербург

В Петербурге, по оценке экспертов, — 0,5–1 млн. рублей (при средней зарплате 50 тыс. руб).

Свадебные традиции – вне кризисов

Экономические кризисы не оказывают столь критичного влияния на свадебную отрасль; так по оценке специалистов свадебный рынок США после экономического кризиса восстановился быстрее всех иных отраслевых рынков услуг (Brides.com, 2009; McMurray, 2010; National Association of Catering Executives, 2010). Активно развиваются компании, сфокусировавшие свою работу исключительно на свадьбах; в конце 90-х — 2000-х гг. появились и отдельные крупные свадебные бренды (такие, как MONIQUE LHUILLIER, REEM ACRA, AMSALE и др.).

«Свадебный тест»

Проверьте себя

Что почитать, если Вы готовитесь праздновать свадьбу

Все, как у людей, и чуть иначе

Период, охваченный нашим исследованием, совпадает с возрастом Вышки; оно отражает то, как менялись за эти годы у вышкинцев вкусы, предпочтения, поведенческие паттерны, а также сравнивается, насколько свадьбы у вышкинцев соответствовали общепринятым, широко распространенным моделям проведения свадеб, которые нам описали эксперты. Материалы опроса показали, что основные тенденции, отмеченные экспертами, присутствуют и на свадьбах вышкинцев (изменение структуры меню, разнообразие культурной программы, усиление интерактивности в поведении гостей, гиперболизация роли свадебного торта), однако, вышкинцы подходят к организации свадеб как люди, которые, по мнению респондентов, имеют «активную жизненную позицию, доходы выше среднего, либеральные взгляды, международный опыт общения». Поэтому, вспоминая свою свадьбу, один из респондентов с гордостью отмечает, что «человек, способный написать статью в журнал, индексируемый в Scopus, просто не может чем-то не отличаться, в том числе и в проведении свадьбы».

Команда проекта

Узнать больше, прочитав полный отчет

 Текст (PDF, 955 Кб)