Где-то в 2015 году я читал интервью ректора Вышки Ярослава Кузьминова, где было сказано, что ВШЭ планирует создание физического факультета, так как в современном глобальном университете должно быть представлено естественнонаучное направление, которое невозможно без физики, математики, компьютерных наук, инженерного направления.
В начале 2016 года звезды сошлись так, что мы — команда физиков из Академии наук и из Московского физико-технического института — пришли в Вышку с предложением сделать факультет физики на базе академических институтов РАН, основываясь на «системе физтеха», которая была разработана еще 60-70 лет назад Петром Капицей, и руководство ВШЭ эту идею приняло. Эта система складывается из двух основных составляющих, которые были четко сформулированы в свое время Капицей, но за многие годы как-то подзабылись. Во-первых, преподавание физики и математики, начиная с первого курса, должно вестись действующими учеными, которые в своих областях являются лидерами в мировой науке. Вторая составляющая — интенсивное обучение студентов физике и математике в первые 2–3 года, а потом — активное их вовлечение в научно-исследовательскую работу в базовых организациях. С самого начала планировалось, что факультет физики будет академическим, и базовыми организациями ВШЭ стали 6 ведущих академических институтов отделения физических наук РАН, а структуру факультета образовали 6 базовых кафедр, созданных при этих институтах.
И вот вместе с администрацией ВШЭ мы начали готовить первый учебный год. Команда организаторов сначала была собрана в международную лабораторию физики конденсированного состояния, которая сейчас продолжает работу, и большая часть ее сотрудников является преподавателями факультета физики.
Приказ о создании факультета был подписан ректором 10 октября 2016 года, но в учебный процесс мы включились раньше, и с 1 сентября прошлого года запустили майнор «Мир глазами физиков: от черных дыр к кубитам», который до сих пор проходит на ура. Там мы рассказываем гуманитариям, математикам, программистам и всем, кому это интересно, про законы природы, которые нас окружают, в том числе в повседневной жизни.
Дети и их родители поверили в нас, и в результате в самый первый прием летом этого года мы набрали 14 человек в магистратуру и 26 человек в бакалавриат факультета. Учебный процесс на факультете физики, конечно, имеет свою специфику и отличается от учебных процессов на других факультетах Вышки. Это связано с тем, что основой физического образования является лабораторный практикум, то есть студенты с первого курса должны обучаться работе с оборудованием, сами собирать какие-то небольшие установки и проводить на них эксперименты. Мы решили сразу отойти от стандартного для всех физических факультетов страны подхода, когда нужно закупать оборудование, уже предлагаемое для учебного практикума. На наших практикумах студент сам собирает установку из имеющегося набора деталей и приборов, ему предлагается выполнить одну из задач на выбор, и он возится с ней под руководством преподавателя. Оказалось, что эта работа вызывает огромный интерес у студентов, они сидят тут до девяти часов вечера и вообще в свободное время бегают в лабораторку что-то пособирать, подкрутить, померить. Это то, чего мы и хотели, — чтобы наши студенты увлеченно учились.
Сейчас основные процессы организации факультета почти завершены. В данный момент на факультете формируется диссертационный совет по физике, научная комиссия, и к концу года это, наверное, будет сделано. Если говорить про студентов, то нам удалось набрать ребят, которых интересует физика, которые очень хотят учиться. Они понимают, что они первые, что им труднее всего, и это правда. Мы практически еженедельно обсуждаем с ними разные проблемы, которые видят они и, которые видим мы. Из достижений студентов я бы отметил их призовое место на Всероссийской олимпиаде студентов по теоретической механике. Эта олимпиада проводится много лет, в ней ежегодно участвует более 30 университетов страны, а Вышка участвовала впервые, да еще и с командой первокурсников, хотя в основном туда приезжают ребята с 3–4 курса. Но наша четверка поехала туда и заняла третье место!
Отмечу, что студенты, несмотря на все известные трудности и возможности пойти в другие вузы, все-таки пришли сюда, и, как они говорят, потому, что им понравилась образовательная программа и преподавательский состав. Это важно, и мы стремимся, чтобы наша программа в Вышке была самой привлекательной. Надеюсь, что со временем мы станем ведущим физическим факультетом в стране. Нам еще многое надо сделать, и я думаю, что в Вышке хорошая атмосфера для развития естественнонаучного направления.
В это время в стране и мире
-
«Постправда» стала словом года по версии Оксфордского словаря
Виталий Куренной, профессор факультета гуманитарных наук, — об отличии нынешней эпохи постправды от предыдущих
-
Референдум о выходе Великобритании из Евросоюза
Игорь Ковалев, профессор факультета мировой экономики и мировой политики, — о причинах и последствиях решения о выходе
-
Компьютер обыграл человека в игру го
Антон Осокин, доцент факультета компьютерных наук ВШЭ, — о победе искусственного интеллекта над человеком
Мнение экспертов не является выражением позиции университета