• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

A Year in History: 2009

 

A Year in History

2009

 
 
Isak Froumin, Head, Institute of Education, in 2009 – Vice Rector of HSE

HSE receives National Research University status

Isak Froumin, Head, Institute of Education, in 2009 – Vice Rector of HSE


The idea of setting up a group of research universities first appeared some time ago, in those initial post-Perestroika discussions about the development of Russia’s higher education system. It was in step with the rationale of aligning our universities with the international mainstream. It was difficult to achieve – there was a chronic lack of resources.

It was only really possible to come back to this idea in the mid-2000s, when the first opportunities arose to implement higher education development scenarios. The first projects like this date to 2006-2007. For example, under the Education priority national project, a competition for innovative educational programmes was held, and its winners – initially 17 universities including HSE, and later another 40 – received development funding.

The sums involved were not large, and could only be used in particular areas – to develop educational programmes, raise teaching staff qualifications, and develop new educational products. The task of universities undergoing a more fundamental transformation was still a little way off. However, this goal did feature prominently in our education development proposals. Gradually, management came to accept the idea – less because of references to international experience, and more due to the fact that the Academy of Sciences could no longer be relied upon to rejuvenate academia or lend it momentum.

Therefore, in 2008, in line with a Russian Presidential directive, an experiment was launched: two higher educational institutions, MEPhI and MISIS were declared ‘new types’ of university – National Research Universities. This was a tectonic shift.

Then, in 2009, a competition was announced for research university status and development programme funds. This was the first competition held at such a scale, and competing was a risk. Frankly, opinion was divided among the university’s senior management as to whether it made sense for HSE to take part in the contest. Like several colleagues, I was concerned that we didn’t stand much of a chance, that the Ministry was expecting technical higher educational institutions and multi-profile universities to take part in the contest. But the rector was adamant, and insisted on participation. We were very anxious, and were not at all confident that we would be successful. I am still surprised that we ended up among the 12 winners.

In order to take part in that competition, we had to draft a development programme, and as it happened, we were working on a long-term programme to 2020. A lot of thought had already gone into it. And that is what gave us the edge over other universities in long-term strategic planning.

The aim in developing National Research Universities was to make it possible for universities to get funds to create the infrastructural framework for their further development. The money could only be spent on five areas: raising qualifications, purchasing equipment, acquiring databases, developing educational programmes, or creating infrastructure for academics. Most engineering universities used the programme to buy rare equipment. Our needs were different, and we used the funds differently. Above all, we invested in developing our people – raising qualifications, developing management systems, creating a number of administrative services. Interestingly, the funds could not be spent on research – that column of expenditure simply did not exist.

National Research University (NRU) status granted additional autonomy – the right to develop our own educational standards. HSE was more active in taking advantage of this than other universities. In addition, having NRU status pushed the university to live up to it – thus stimulating its further development.

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта


 

Год в истории

2009

 
 
Исак Фрумин, научный руководитель Института образования, в 2009 году проректор ВШЭ

ВШЭ получает статус национального исследовательского университета

Исак Фрумин, научный руководитель Института образования, в 2009 году проректор ВШЭ


Идея формирования группы исследовательских университетов появилась довольно давно — в первых постперестроечных дискуссиях о развитии российского высшего образования. Она соответствовала общей логике вписывания наших университетов в мировой мейнстрим. Встречалась она сложно. Ресурсов на ее реализацию категорически не хватало.

Практически к ней удалось вернуться только в середине 2000-х годов, когда появились возможности реализации проектов по развитию системы высшего образования. Первые такие проекты датированы 2006-2007 годами. Например, в рамках приоритетного национального проекта «Образование» был проведен конкурс инновационных образовательных программ, и его победители — сначала 17 вузов, в том числе ВШЭ, а затем еще 40 — получили деньги на развитие.

Деньги были небольшие, их можно было использовать только в определенных направлениях — на развитие образовательных программ, повышение квалификации преподавателей, разработку новых образовательных продуктов. К задаче трансформации университетов в целом пока не подступались. Хотя в наших предложениях по развитию образования эта задача устойчиво фигурировала. Постепенно эту идею удалось поселить в головах начальников. Не столько за счет ссылок на международный опыт, сколько из-за невозможности опереться на Академию наук для омоложения науки, для придания ей динамики.  

Поэтому в 2008 году указом Президента РФ был начат эксперимент, два вуза — МИФИ и МИСиС — были объявлены университетами нового типа: национальными исследовательскими. Это был тектонический сдвиг.

Затем в 2009 году был объявлен конкурс на статус и поддержку программы развития исследовательского университета. Первый конкурс такого масштаба и риска. Скажу откровенно, что в ректорате мнения о целесообразности участия Вышки в этом конкурсе разделились. Мы с несколькими коллегами говорили о том, что шансов у нас немного, что Министерство ожидает в этом конкурсе технические вузы и многопрофильные университеты. Но ректор решительно с нами не согласился и настоял на участии. Мы очень переживали и совсем не были уверены в успехе. Мне до сих пор кажется удивительным, как мы попали в число 12 победителей.

Чтобы принять участие в этом конкурсе, нам надо было разработать программу развития, а мы как раз к тому времени впервые сделали длинную программу до 2020 года. В ней уже было многое продумано. Это позволило нам опередить другие университеты в дальнем стратегическом видении.

Целью проекта национальных исследовательских университетов было дать возможность университетам получить средства на создание инфраструктурной базы для своего развития. Было всего пять направлений, куда можно было потратить полученные деньги: повышение квалификации, закупка оборудования,  приобретение баз данных, разработка образовательных программ, создание инфраструктуры для ученых. Большинство инженерных университетов по этой программе купили себе уникальное оборудование. У нас такой потребности не было, и мы использовали средства по другим направлениям. Больше всего мы вложили в развитие персонала — повышение квалификации, развитие системы управления, создание разных административных сервисов. Что любопытно, на исследования эти деньги нельзя было тратить, такой статьи расходов не было в принципе. Зато статус НИУ дал дополнительную автономию — право разрабатывать собственные образовательные стандарты. Вышка этим правом воспользовалась энергичнее, чем другие университеты. Кроме того, статус НИУ стал обязывающим для университета, стимулирующим его развитие.


В это время в стране и мире

  • Вышел фильм «Аватар»

    Вышел фильм «Аватар»

    Татьяна Бакина, преподаватель Школы дизайна, — о том, почему 3D-революция в кинематографе так и не состоялась

 

Мнение экспертов не является выражением позиции университета