В Москве закрыли Черкизовский рынок
Максим Маркин, преподаватель факультета социальных наук, — о том, как государство вернулось к регулированию розничной торговли
В современной России розничная торговля долгое время оставалась одной из отраслей экономики, в наименьшей степени регулируемой государством. В начале 1992 года тогдашний президент страны Борис Ельцин подписал указ, давший предприятиям и населению право осуществлять торговую деятельность без специальных разрешений. Практически моментально улицы городов и деревень превратились в один большой рынок.
Шло время, и розничная торговля развивалась вместе со страной. Население, которое в 1990-е годы радовалось большому ассортименту дешевых товаров сомнительного качества, продаваемым на многочисленных «Горбушках», «Черкизонах» и в «Лужниках», в 2000-е годы стало отдавать предпочтение современным торговым форматам – магазинам самообслуживания, супермаркетам и гипермаркетам. В них чисто и уютно, за ассортиментом и качеством товаров следят профессиональные менеджеры, а скидки и акции позволяют всегда найти вариант по кошельку. Конечно, продовольственные и вещевые рынки, как форма торговли, никуда не исчезли, но их количество и роль в экономике значительно уменьшились. Так, по данным Росстата, если в 2005 году число розничных рынков в России превышало 5,8 миллионов, то к 2010 году оно сократилось до примерно 3,5 миллионов, а к настоящему моменту не превышает 1,2 миллиона.
Во второй половине 2000-х годов государство возвращается к достаточно сильному регулированию торговой деятельности. Закрытие Черкизовского рынка в 2009 году символично, так как в это время он являлся крупнейшим вещевым рынком в России. «Черкизон» занимал площадь в две сотни гектаров и предоставлял работу примерно 100 тысячам продавцов (экспертная оценка; по официальным данным – почти на порядок меньше). Борьба с нелегальной экономикой, стремление поддержать отечественную легкую промышленность, передел собственности – эти факторы обычно называют в качестве основных причин закрытия Черкизовского рынка.
Несмотря на всю символичность прекращения работы «Черкизона», основным объектом внимания регулятора во второй половине 2000-х годов уже являются розничные сети. Современные торговые форматы, столь привлекательные для населения, не только предъявляют своим поставщикам высокие требования по ассортименту и качеству товаров, но и взимают с них бонусы за достижение больших объемов продаж, а также ожидают проведения бесплатных промо-акций и тому подобных маркетинговых кампаний. Отечественные производители к таким запросам оказались не готовы и обратились за помощью к государству. В конце 2009 года вступил в силу федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», наложивший серьезные ограничения на свободу определения условий договоров между розничными сетями и их поставщиками.
Мнение экспертов не является выражением позиции университета