• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вышел фильм «Аватар»


Татьяна Бакина, преподаватель Школы дизайна, — о том, почему 3D-революция в кинематографе так и не состоялась

Сложно было представить, что в 2009 году какой-то фильм сможет притянуть к экранам кинотеатров не только юную целевую аудиторию, но и массы людей, для которых киносеанс как опция досуга уже давно стал экзотикой. Но «Аватару» Джеймса Кэмерона это удалось: в магическом символе «3D», который ранее казался чем-то вроде видеоигрушки, теперь разглядели серьезный потенциал. На «Аватар» в 3D шли за обещанием нового зрительского опыта, за новой ступенью погружения в экранный мир. Рассуждали так: или смотреть фильм в 3D, или нет смысла его смотреть вообще.

Вновь заговорили о том, что кинематограф оказался на пороге новой эры, что полный переход на 3D формат — это лишь вопрос времени. Так думали и в 1950-е, когда голливудская индустрия отчаянно искала способы переманить зрителей от телевизоров обратно к большому экрану. Широкоэкранное изображение, стереозвук, ароматические киносеансы и, наконец, 3D — все эти уловки появились за полвека до «Аватара», и в каждой из них хотели видеть нечто большее, чем просто рекламу. Некоторые из них стали традицией, а остальные то и дело возвращаются из небытия, чтобы пережить новый пик славы и вновь оказаться забытыми.

Зрители в 2009 году хотели верить, что настанет новая эра в кинематографе. Еще больше в это хотели верить деятели киноиндустрии, ведь билеты на сеансы в 3D стоят дороже, а поток желающих увеличился. Но 3D-революция так и не состоялась. Производство фильмов в 3D обходится дороже, а рассчитывать на прибыль лишь от кассовых сборов кинокомпаниям не приходится. Любопытство людей было удовлетворено, всплеск интереса быстро угас. Кто-то из зрителей жалуется на головные боли, а кто-то просто не хочет переплачивать за сеанс с темными очками.

90 лет назад в кино пришел звук. Все начиналось так же: информационная шумиха, яркие афиши и громкие обещания. Но культурная ситуация была иной: голливудские киностудии могли рассчитывать на прибыль от кассовых сборов, поскольку люди регулярно посещали кинотеатры. Да и сами кинотеатры тогда принадлежали студиям. Так, за три-четыре года звуковое кино стало стандартом. Переход к цветному кино растянулся на десятилетия. У 3D этого времени нет — кто знает, какими новыми техническими уловками нас будут заманивать кинотеатры будущего.

Мнение экспертов не является выражением позиции университета