• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

A Year in History: 2002

 

A Year in History

2002

 
 
Grigory Kantorovich, Professor, HSE Vice Rector in 2002

Several Faculties and Research Institutes Open

Grigory Kantorovich, Professor, HSE Vice Rector in 2002


That is the year the university opened the business informatics, world economy, and psychology faculties, as well as the business and political journalism school, which then grew into the Faculty of Communications, Media, and Design. In addition, the Poletayev Institute for Theoretical and Historical Studies in the Humanities and the Institute for Statistical Studies and Economics of Knowledge opened up, while the Institute for Educational Content closed before being transformed into a division of the Institute of Education.

Why did all of this take place in a single year? I would say that HSE had matured by that point. Firstly, the university was already nine and up on its feet, while students were graduating and the school as a whole was becoming well known. In addition, the teachers in Moscow knew that the environment was informal here and that the pay was higher, which was important. We started getting entire teams of specialists who would help open up the new divisions and institutes. Plus, within HSE people had matured, and they also wanted to create something different from what we had at the time. We had economics, management, sociology, political science, and law.

Secondly, the experiment with the Unified State Exam (USE) was beginning at the time, and we were one of the first to join by admitting a portion of students based on their exam scores. In 2001, we took in 19 students based on USE scores, but in 2002 that number had grown to 200. We devoted a lot of time to the regions, and HSE started getting more and more applicants. They knew that we offered a real education here, while the admissions process was clear and transparent. During the admissions season, one could find HSE Rector Kuzminov in the corridor and ask him questions. This was a striking difference compared to other universities.

Finally, oil prices had begun to grow and the overall welfare of the country was improving. HSE was no exception here – we had the resources to grow.

In other words, several factors came together at once.

The idea to open the Faculty of Business Informatics came from within HSE, and the main organizer was Tatyana Kravchenko. No university in the country offered this field, and everything had to pass through the Ministry of Education. It was difficult to promote the new faculty; parents and students simply didn’t understand what it was. We held several open houses to talk with people and explain. It helped that people were already using computers and the internet, though not everywhere. We admitted a lot of students – there were 100 state-funded spots and the competition for these spots was high.

The global economy division came to us from outside. Igor Faminsky, who was named dean of this faculty, was known by many from his time with Moscow State University’s faculty of economics. He had a team that focused on global economics as part of a continuing education initiative. The entire team came to HSE, searched for foreign language specialists, and hired instructors who already worked at HSE, and together we started a new bachelor’s programme. The faculty wasn’t very large the first year, but it immediately gained popularity. The programme caused 2002 to be the year with the highest level of competition at HSE with 4.3 people trying for each spot (don’t forget that there were different admissions rules and the competition was different).

A journalism programme began as part of the faculty of applied political science. People from the media, as well as our political scientists, were also interested in creating a new journalism school in the country. By the way, the competition for admission to the journalism programme the following year had nearly reached that of the global economy programme.

As for the faculty of psychology, people outside of HSE were actively sought out, and helping to lead this work was Vladimir Shadrikov, a psychologist and the creator of the Institute for Educational Content. People weren’t satisfied with the kind of education in psychology the country offered, and they wanted to do something about this.

The Poletayev Institute for Theoretical and Historical Studies in the Humanities, as well as the Institute for Statistical Studies and Economics of Knowledge, came to us as previously prepared teams led from within the university. The heads were the late Andrei Poletayev along with Irina Savelieva and Leonid Gokhberg. The institutes immediately joined us as research units, which was not common for Russian universities back then. Not everyone at the time believed that universities should be conducting serious research.

The year 2002 marked HSE’s transition into a stage of growth. Prior, we had only grown a little bit at a time, but after 2002 we began a more active evolutionary trajectory. I cannot say that we had any sort of detailed plan; we just thought, ‘now we’ll add psychology, then philology in a year, then mathematics…’ There was more of an understanding that the school was able to grow into a full-fledged university, while concrete areas of growth were determined on a case-by-case basis. It did not make sense to task ourselves with opening up a faculty of mathematics if, say, Yulij Ilyashenko’s team didn’t get in touch with us. They did, by the way. As far as I remember, the only thing people specifically talked about what how we definitely needed philosophy because not a single decent university can get by without philosophy. Just two years later, we opened up the faculty.

• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Год в истории: 2002

 
 
 
Григорий Канторович, профессор, в 2002 году – проректор ВШЭ

Открылись сразу несколько факультетов и исследовательских институтов

Григорий Канторович, профессор, в 2002 году — проректор ВШЭ


В тот год у нас появились факультеты бизнес-информатики, мировой экономики, психологии и отделение деловой и политической журналистики, которое потом выросло в факульт коммуникаций, медиа и дизайна. Кроме того, открылся Институт гуманитарных историко-теоритических проблем, Институт статистических исследований и экономики знаний и Институт содержания образования, который потом прошел несколько трансформаций и в итоге стал одной из составляющих Института образования.

Почему это все случилось в один год? Я бы сказал, что к тому моменту Вышка созрела. Во-первых, ей уже было 9 лет, она встала на ноги, у нее появились выпускники и она стала более-менее известна. В том числе среди преподавателей в Москве, которые знали, что тут неформальная обстановка и тут больше платят — а это было важно. К нам стали приходить целые команды, специалистов в своей области, с которыми можно было договариваться об открытии новых подразделений. Плюс внутри Вышки созрели люди, которые тоже хотели сделать что-то, отличающееся от того, что у нас к тому времени было. А были у нас экономика, менеджмент, социология, политология и право.

Во-вторых, в те годы начался эксперимент по введению ЕГЭ, и мы одними из первых присоединились к нему, приняв часть абитуриентов по результатам единого госэкзамена. В 2001 году у нас было 19 абитуриентов по результатам ЕГЭ, а в 2002 году — уже 200 человек. Мы уделяли очень много времени работе в регионах, и Вышка стала более узнаваема среди абитуриентов. Они уже знали, что здесь настоящее образование, система приема в вуз и обучения в нем понятная и прозрачная. Во время приемной кампании ректора Кузьминова можно было встретить в коридорах, ему можно было задавать вопросы. Это разительно отличалось от обстановки в других вузах.

Наконец, начался период роста цен на нефть и повышения благосостояния в стране вообще и Вышки в том числе, то есть у нас были ресурсы для роста.

Словом, счастливо сложились сразу несколько факторов.

Идея открыть факультет бизнес-информатики родилась внутри Вышки, главным организатором была Татьяна Константиновна Кравченко. Такого направления обучения в стране вообще не было, пришлось пробивать его создание через Министерство образования. Но нам казалось, что это потребность времени. Продвигать новый факультет было трудно, родители и дети не понимали, что это такое. Мы проводили дни открытых дверей, объясняли. Помогало то, что увлечение компьютерами уже было, интернет появился, хотя и не везде. Но студентов мы набрали, причем сразу много — у нас было 100 бюджетных мест, на которые был приличный по тем временам конкурс.

А «мировая экономика» к нам пришла извне. Игорь Павлович Фаминский, который стал деканом этого факультета, был известен многим людям с факультета экономики МГУ, у него была некоторая команда, которая занималась мировой экономикой в рамках дополнительного образования. Они целым коллективом влились в Вышку, подыскали специалистов по иностранным языкам, добавились преподаватели, уже работавшие в Вышке, и мы открыли новую бакалаврскую программу. Факультет в первый год был не очень большим, но сразу стал очень популярным. Туда в 2002 году был самый высокий конкурс в Вышке — 4,3 человека на место (не забывайте, что тогда были другие правила поступления и конкурс был другой).  

Журналистика появилась в рамках факультета прикладной политологии. Создать новое место в стране, где учат журналистике, было интересно и людям из СМИ, и нашим политологам. Кстати, на следующий год конкурс у журналистов почти догнал мировую экономику.

Для факультета психологии активно искали людей вне Вышки, и в этом помогал Владимир Шадриков, который создал Институт содержания образования, он сам психолог. Люди были не удовлетворены состоянием образования в области психологии в стране, и хотелось с этим что-то сделать.

ИГИТИ и ИСИЭЗ пришли к нам уже как готовые команды под руководством ныне, к сожалению, покойного Андрея Полетаева и Ирины Савельевой и Леонида Гохберга соответственно. Они сразу переходили к нам как научные подразделения, что в то время было нехарактерно для российских вузов: мысль о том, что в университетах должна быть серьезная наука, еще не всеми разделялась.

2002 год был годом перехода Вышки в стадию роста, до этого мы подрастали по чуть-чуть, а дальше стали расти активнее. Не могу сказать, что у нас был какой-то детализированный план — сейчас мы добавим психологию, через год филологов, а потом математиков. Скорее, было понимание возможности роста в полнокровный университет, а конкретные зоны роста определялись ситуативно. Скажем, бессмысленно было бы ставить задачу открыть факультет математики, если бы к нам не обратилась команда Юлия Ильяшенко, которая сама нас искала. Единственное, насколько я помню, проговаривалось конкретно, нам обязательно нужна философия, потому что ни один нормальный университет без философии обойтись не может, и через два года мы этот факультет открыли.


В это время в стране и мире

 

Мнение экспертов не является выражением позиции университета