Террористы захватили театральный центр на Дубровке
Леонид Сюкияйнен, профессор факультета права, — о том, какие цели преследовали боевики
Я думаю, что у террористов было несколько разных целей, но не было выделенной стратегической линии. Самое главное было заявить свою антисистемную, антигосударственную позицию. Это было несогласие, полное отрицание существующего порядка и решительный протест против вещей, которые они считали неприемлемыми. Ведь на Кавказе происходила война, Россия рассматривалась ими как оккупант. Причем оккупант исторический.
Кроме того, эти люди были движимы религиозными постулатами и верили в то, что выступают против зла, против власти темных чужих сил, против сатаны. Они исходили из того, что очищают землю от всякого греха.
К этому могло примешиваться и чисто субъективное обстоятельство, поскольку к этому времени еще полностью не завершилась вторая чеченская война, и было много людей, у которых погибли родные и близкие. И они рассматривали терроризм как своего рода месть.
Другими словами, нельзя сказать, что у всех террористов в головах лежала совершенно одинаковая программа. Скорее это был комплекс недовольства тем, что происходит, вперемешку с религиозными и личными обстоятельствами.
Эти люди были готовы идти до конца. Конечно же, жизнь являлась для них ценностью, но более высокой ценностью являлись религиозные постулаты, понятие о чести, достоинстве, нравственности — в их понимании. И пожертвовать собственной жизнью и унести многие жизни других людей не являлось серьезным препятствием.
Подобного рода агрессивные террористические экстремистские выражения характерны не только для ислама, но и для других религиозных учений. В Европе были католическо-протестантские войны с жутким количеством жертв — и это тоже был религиозный экстремизм.
Надо понимать, что где-то примерно с 90-х годов прошлого века ислам стал восприниматься как единственная оппозиционная и внесистемная сила в мире. До этого таким оппонентом империалистического мира был Советский Союз и страны соцлагеря. После распада СССР ислам оказался единственной силой, способной вобрать в себя множество недовольств существующим миром.
То есть ислам, в его радикальном прочтении, оказался удобной платформой для того, чтобы объединить любые протестные настроения и в своей борьбе протестующие стали использовать самые радикальные методы. Но стоит добавить, что понимание ислама экстремистами и террористами противоречит природе самого ислама и категорически отвергается умеренными течениями современной исламской мысли.
Мнение экспертов не является выражением позиции университета