• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

A Year in History: 2005

 

A Year in History

2005

 
 
Andrei Yakovlev, Tenured Professor, Director of the Institute for Industrial and Market Studies, and since 2005 HSE Vice Rector

Introduction of Academic Bonuses

Andrei Yakovlev, Tenured Professor, Director of the Institute for Industrial and Market Studies, and since 2005 HSE Vice Rector


We were the first in Russia to introduce academic bonuses. They exist at several foreign universities, but not exactly in the same form as ours, and a lot of Russian universities still do not award academic bonuses.

In 2005, the situation was as follows. The school had expanded considerably, on the one hand, with new faculties being created and new instructors joining the team. On the other, there was an economic boom taking place in the country. Wages were growing in Moscow, and people started spending more on education (paid bachelor’s programmes and continuing education). In addition, universities were now competing for instructors.

In order to retain teachers, we needed to increase their pay, but the situation within the school varied. From the very beginning, HSE paid out extra-budgetary funds in addition to the budgetary rates. We paid ‘ordinary’ associate professors based on Moscow market standards, and it wasn’t necessary to make any special effort to retain them. The stronger ones were whom we needed to retain. Initially, using the example of the late 1990s and early 2000s, the rector suggested raising everyone’s salary. People in his office disagreed, noting that if the money were spread out, then this would not be enough to retain the stronger instructors, while things already weren’t bad for the average ones. Intense discussions took place, and as a result we got the idea of differentiating. Special performance-based bonuses would be introduced using extra-budgetary funds, which would allow for the best of the best to be recognised. Publications were a fairly obvious tool for this.

At first there were two levels of bonuses with no emphasis being made on foreign publications. First-level bonuses concerned publications in Russian journals, specifically those from the Higher Attestation Commission’s list. In order to receive this bonus, you had to publish at least four articles in the Russian journals over the course of two years. And it was clear at the time that this was the normal amount for a person who not only taught, but conducted research as well. Second-level bonuses were given for significant academic performance, e.g., a series of articles or a monograph. The decision on second-level bonuses came from a special commission largely made up of tenured professors.

The first-level bonus was initially 5,000 rubles a month and the second-level 12,500, but these increased rather quickly, and as a result the first-level bonus ended up being 30-40% of what the instructor received as their base salary. Bonuses were set for the year, and around 15%-20% of our instructors received them. Now this figure is around 40% in Moscow.

The academic bonuses served another purpose – to create stimuli to bring back a core group of instructors. The expansion that took place in the early 2000s changed the makeup of the school’s staff. A core group of instructors had formed in the 1990s, but it was small since the school wasn’t very large at the time, and we had enough resources that could be used for academic development. We were able to use European grants to obtain equipment, buy books, and travel abroad for internships. Plus, against a backdrop of extreme uncertainty at other universities in the 1990s, HSE’s advantage was the fact that we understood what we wanted and how to move forward. People were drawn to all of this. As a result, in the 1990s we were able to find the best of the best on the academic market.

A lot of new people joined in the 2000s, and there weren’t as many resources to invest in their development, as western grants had ended. Because of that, the discussion of academic grants also touched on how to effectively use current financial resources to invest in the development of the core academic team. This was the same issue the Academic Fund had experienced a year prior.

The academic bonus system was constantly undergoing transformations, but a significant moment was in 2010 when third-level bonuses were introduced for those who publish in foreign peer-reviewed journals. Then there was a pretty serious change in 2014 – we moved away from giving bonuses for publishing in any foreign journal indexed in Web of Science of Scopus and began differentiating bonuses depending on the journal’s quartile. This was an important step because Web of Science and Scopus include very different journals, and in order to improve HSE’s international reputation we needed to boost publications in good journals with high citation metrics.

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта


 

Год в истории

2005

 
 
Андрей Яковлев, ординарный профессор, директор Института анализа предприятий и рынков, в 2005 году – проректор ВШЭ

Введение академических надбавок

Андрей Яковлев, ординарный профессор, директор Института анализа предприятий и рынков, в 2005 году – проректор ВШЭ


В России академические надбавки мы ввели первыми. В некоторых зарубежных университетах они есть, хотя и не совсем в такой форме, как у нас, а в нашей стране до сих пор немногие университеты пользуются этим инструментом.

В 2005 году ситуация была такова. С одной стороны, Школа сильно расширилась, возникли новые факультеты, пришли новые преподаватели. С другой — в стране был экономический бум. Зарплаты в Москве росли, люди стали готовы тратить больше денег на образование (платные программы в бакалавриате, дополнительное образование), и между вузами возникла конкуренция за преподавателей. 

Для удержания преподавателей нам нужно было повышать заработную плату, но ситуация внутри Школы была неоднородна. С самого начала ВШЭ к бюджетным ставкам устанавливала доплаты из внебюджетных средств. «Обычным» доцентам по меркам московского рынка мы платили нормально – специально прилагать какие-то усилия, чтобы их удержать, не было необходимости. Удерживать нужно было сильных. Ректор изначально по аналогии с практикой конца 1990х – начала 2000х предлагал повысить зарплату всем. Коллеги в ректорате возражали, что если «размазать» деньги, то сильных мы этим не удержим, а средним и так неплохо. Шли бурные дискуссии, и в итоге появилась идея дифференциации: ввести за счет внебюджетных средств специальные доплаты, которые были бы привязаны к академическим результатам, что позволило бы выделить самых сильных людей. Публикации – достаточно очевидный инструмент для этого.

Сначала было два уровня надбавок, без фокуса на зарубежные публикации. Надбавки первого уровня касались публикаций в российских журналах, при этом тогда речь шла о журналах из списка ВАК. Чтобы получить эту надбавку, нужно было опубликовать за два года не менее четырех статей в российских журналах. При этом уже тогда было понятно, что это просто нормальный уровень для человека, который не только преподает, но и ведет научную работу. Надбавка второго уровня давалась за заметные академические результаты: это могла быть серия статей, монография. Решение о присвоении надбавки второго уровня принимала специальная комиссия, сформированная в значительной степени из ординарных профессоров.

Поначалу надбавка первого уровня составляла 5 тыс. рублей в месяц, второго уровня – 12,5 тыс. рублей, но их довольно быстро повысили, в итоге надбавка первого уровня составляла где-то 30-40% от того, что преподаватель получал в качестве базовой зарплаты. Надбавки устанавливались на год. В первые годы их получали 15-20% наших преподавателей. Сейчас в Москве это около 40%.  

У академических надбавок была еще одна задача – создание стимулов к воспроизводству кадрового ядра. Расширение Школы, которое произошло в начале 2000-х годов, изменило ее кадровый состав. Костяк преподавателей сформировался в 1990-е годы, он был небольшой по численности, поскольку школа была небольшая, и у нас было достаточно ресурсов, которые направлялись на академическое развитие. На европейские гранты мы могли получать оборудование, закупать книги, ездить на стажировки. Плюс на фоне крайней неопределенности ситуации в других вузах в 1990-е годы преимуществом ВШЭ было понимание, чего мы хотим и куда двигаться дальше. Все это привлекало людей. Благодаря этому в 1990-е мы в известном смогли «снять сливки» с академического рынка.

В 2000-е годы пришло много новых людей, при этом  ресурсов для инвестиций в их развитие было уже не так много, западные гранты закончились. Поэтому история про академические надбавки обсуждалась еще и в контексте того, как эффективно использовать имеющиеся финансовые ресурсы для инвестиций в развитие академического ядра. Эта же задача была и у научного фонда, который появился годом раньше.  

Система академических надбавок активно трансформировалась все время, но существенным моментом было введение в 2010 году надбавок третьего уровня за статьи в зарубежных рецензируемых журналах.  Потом было довольно сильное изменение в 2014 году, связанное с тем, что от просто надбавки за публикации в любом зарубежном журнале, который индексируется Web of Science или Scopus, мы перешли к системе дифференцированных надбавок в зависимости от квартиля журнала. Это был важный шаг – так как в Web of Science и Scopus есть очень разные журналы, а для повышения международной репутации ВШЭ нам нужно стимулировать публикации в хороших журналах с высоким уровнем цитируемости.


В это время в стране и мире

  • Вступил в силу Киотский протокол

    Вступил в силу Киотский протокол

    Георгий Сафронов, директор Центра экономики окружающей среды и природных ресурсов, — о том, почему Киотский протокол не спас планету, но изменил сознание

  • В Москве прошел «Русский марш»

    В Москве прошел «Русский марш»

    Ярослав Бахметьев, преподаватель факультета социальных наук, — о том, как националисты вышли из подполья и куда они ушли

 

Мнение экспертов не является выражением позиции университета