• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В любой развитой стране образовательная система находится в состоянии постоянного совершенствования. В большинстве случаев этот процесс имеет постепенный, эволюционный характер. Постсоветский период развития нашей страны характеризуется резким ускорением реформ в этой сфере. Россия пыталась преодолеть пережитки советского прошлого и дать адекватные ответы на вызовы, характерные для всего мира.

Наши десять историй написаны для тех, кто хотел бы получить самое общее представление об истоках и тенденциях развития современного российского образования. В них рассказывается о ключевых событиях реформы 1992–2017 годов, о главных тенденциях образовательной политики этих лет, о ключевых персонажах, оказавших на нее значительное влияние.

Задача осветить вклад Высшей школы экономики в образовательную реформу не ставилась, и эта тема возникает в наших повествованиях ровно в той мере, в какой это необходимо для восстановления происходивших событий.

В качестве источников, на которые мы опирались при написании историй, использовались публикации в федеральных и региональных СМИ с 1992 по 2017 год, нормативные документы, записи публичных мероприятий, а также материалы книги «Хроники образовательной политики. 1991–2011», вышедшей пять лет назад в Издательском доме НИУ ВШЭ.

Как менялась структура управления образованием в России (1992 – 2017 гг.)

История I, в которой выясняется, кто на самом деле рулит российским образованием, как разрабатываются концепции и принимаются законы
История II, в которой рассказывается, как система образования за 20 лет выбралась из нищеты, но констатируется, что денег на ее опережающее развитие до сих пор не хватает
История III, в которой общественность живо интересуется содержанием школьного образования, а государство ратует за обязательный минимум и единое образовательное пространство
История IV, в которой рассказывается, почему дошкольника нужно ценить, а не оценивать, как поднять престиж рабочих профессий и как изменились за четверть века подходы к образованию особых детей
История V, в которой выявляются причины прорыва российских вузов в мировые рейтинги и рассказывается, как государство боролось с псевдообразованием, но под каток попал Европейский университет
История VI, в которой вспоминаются обстоятельства перехода к ЕГЭ и причины отказа от ГИФО, а также намечаются контуры общероссийской системы оценки качества образования
История VII, в которой разъясняется, какие изменения происходят в образовании благодаря нормативно-подушевому финансированию и почему у большого учебного заведения шансов преуспеть больше
История VIII, в которой в образовании внедряются инновации, государство оснащает школы Wi-Fi и теплыми туалетами, а ведущие вузы включают онлайн-курсы в свои учебные планы
История IX, в которой выясняется, зачем в Тюмени придумали ученико-час и почему учитель в России – всегда больше, чем учитель
История X, в которой работодатели создают Национальную систему квалификаций и выражают недовольство системой образования, но все же не упускают возможности оказать ей поддержку

Команда проекта

Десять историй о российском образовании появились на свет благодаря проекту Высшей школы экономики, описывающему культурную, экономическую, социальную и образовательную историю России за последние 25 лет. Над ним работали сотрудники Дирекции по связям с общественностью и информационным ресурсам и Института образования НИУ ВШЭ.

Автор текстов — Борис Старцев, журналист, обозреватель новостной службы портала НИУ ВШЭ. Точка зрения автора не является официальной позицией университета.