Сомалийские пираты заявляют о себе

Ирина Филатова, профессор Школы исторических наук, — о расцвете и закате сомалийского пиратства

Главной причиной  появления в XXI веке пиратов в Сомали  стала гражданская война, которая идет в стране с середины 1980-х годов.  В результате войны распались государственные структуры, и бедственное положение населения, особенно в южных районах, заставило людей искать новые источники существования. Пригодилось знание моря и мореходные  навыки местных рыболовов. Возможно, сыграла свою роль и историческая память о пиратстве и работорговле, широко распространенных в этом регионе вплоть до начала ХХ века. С начала 2000-х годов рыбаки начали организовывать вооруженные отряды для отпора иностранным торговым и рыболовецким судам, экипажи которых, пользуясь отсутствием охраны морских границ, занимались рыболовством или сбрасывали мусор и отходы в сомалийских территориальных водах. Конфронтации привели к захвату иностранных судов. Дело оказалось прибыльным, и скоро сомалийское пиратство стало серьезным препятствием торговому судоходству не только в Аденском заливе, но и в Аравийском море и в Индийском океане.

В 2008 году сомалийские пираты  заявили о себе особенно масштабно, организовав 111 нападений и захватив 42 судна. Нападениям стали подвергаться все большие суда.  В 2008 году Совет Безопасности ООН единогласно одобрил  декларацию, разрешающую судам, преследующим пиратов, заходить в территориальные воды Сомали с разрешения переходного федерального правительства (не контролировавшего южные районы). В том же году СБ принял резолюцию, призывавшая государства, использующие морские пути в этом регионе, применять военную силу против пиратов. 

С 2009 года началась борьба с ними, как в смысле вооруженной защиты судов, так и  в смысле попыток установления контроля над южной частью побережья Сомали внутренними сомалийскими силами. Эти меры не приносили заметных результатов до 2011 года, и масштабы деятельности пиратов в этот период были не менее впечатляющими, чем в 2008-м, и по охваченным территориям, и по размеру атакованных и  захваченных судов, и по размеру полученного выкупа.

Но с 2011 года пиратство пошло на спад без видимых новых причин. Вполне вероятно, что все принятые меры постепенно все же стали играть роль. В 2013 году пиратство, казалось, сошло на нет, но в 2015 году снова произошло несколько захватов судов, а в 2017 году было впервые за несколько лет захвачено крупное торговое судно.

Сейчас  пишут о пиратстве совсем не много. У СМИ есть много тем, которые волнуют журналистов куда больше, чем одно захваченное грузовое судно с крохотным экипажем (от нескольких человек до нескольких десятков человек) – в местах, где ежегодно проходит до 30 тыс. торговых судов.

Мнение экспертов не является выражением позиции университета