Вышел первый айфон


Кирилл Мартынов, доцент Школы философии, — о том, что мы не заметили наступления будущего

Появление первого айфона в 2007 году открыло собой эпоху мобильного интернета, доступного повсеместно, проникающего во все сферы жизни — от образования до семьи, от работы до путешествий. Мне кажется, мы до сих пор недооцениваем изменения, которые произошли с нами за эти десять лет. Писатели-фантасты в течение XX века мечтали в основном о космических путешествиях и летающих автомобилях, и мы по инерции представляем себе будущее примерно в этих терминах. Но все знание человечества в кармане у подростка — нормальная по нынешним временам ситуации — не кажется нам чем-то футуристическим. Вместе с айфоном мы попали в будущее и довольно быстро сочли это вполне естественным, повседневным.

Сам айфон стал в эту эпоху символом вестернизированности и современности своего владельца. С айфоном любил позировать президент России Дмитрий Медведев, пришедший к власти через год после появления своего любимого гаджета. Для Юрия Сапрыкина, главреда «Афиши», такое восприятие техники Apple стало поводом для политических обобщений в 2012 году, когда он противопоставил «Россию айфона» и «Россию шансона».  Довольно быстро выяснилось, конечно, что на айфоне самым прекрасным образом можно слушать шансон.

Другой стороной этого символического статуса айфона стал культ «последнего айфона». Вы должны были владеть не просто телефоном от Apple, но именно его последней моделью для того, чтобы считаться успешными и современными. Очереди за последними моделями айфона при мгновенном устаревании предпоследних выглядели довольно комично и, конечно, изучались антропологами и социологами. Россия в какой-то момент превратилась в страну, где почти у всех последняя модель смартфона, и владельцы смартфонов перепрыгивают через грязь у своего подъезда, демонстрируя успешность. Сейчас в этом смысле людей, кажется, начинает отпускать, в конечном счете телефон — это просто телефон, так почему бы не купить какой-нибудь недорогой и функциональный аппарат от китайского бренда.

Айфоны не были ни первыми смартфонами, ни самыми технически совершенными из них. Свой символический статус они получили из-за того, что Apple продавала свои микрокомпьютеры (смартфоны — это именно они) как бытовую технику, которую способен использовать каждый. Наше время началось с того момента, когда компьютеры стали носить в карманах не только гики.

Мнение экспертов не является выражением позиции университета