В России празднуют 300-летие Санкт-Петербурга

Ирина Ильина, директор Института региональных исследований и городского планирования, — о том, есть ли польза от масштабных празднований

В 2003 году празднование 300-летия Санкт-Петербурга был одним из самых масштабных праздников в России. Уже в 1999 был создан специальный орган «Комитет – 300», который занимался организацией  юбилея. К числу очень важных событий можно отнести разработку и реализацию комплексного градостроительного плана реконструкции Санкт-Петербурга. Праздник длился целую неделю, в период «белых» ночей. В праздновании приняли участие члены правительства России и около 80 различных стран, Совет Европы и ЮНЕСКО, общественные организации и частные компании. К юбилею было приурочено открытие как новых, так и реставрированных объектов  и памятников. В рамках празднования  проходили  выставки, фестивали, спортивные соревнования, научные конференции.  Мне, например, запомнились Международные Лихачевские научные чтения. Были специальные медали. И плюс к этому — массовые народные гуляния — всего более 2000 мероприятий. Все было весьма и весьма масштабно.

Мероприятия такого типа крайне важны для городов, особенно крупных: город празднует юбилей.  Настоящий праздник! Но сейчас, например, в Москве сплошная череда праздников (от Фестиваля варенья до Дня города), что снижает как интерес жителей, так и значимость понятия «праздник».

В большинстве случаев праздники обходятся дорого бюджетам городов. У нас плохо продумана система окупаемости подобного рода мероприятий. На ярком шоу праздника основной доход могут принести туристы (как, например, на фестивале в Венеции). В Санкт-Петербурге на 300-летие были привлечены средства из бюджета РФ, Санкт-Петербурга плюс дополнительные внебюджетные источники финансирования. Расходы были весьма значительные (кстати, точная сумма неизвестна, т.к. использовались средства из «непрограммных» источников), доходы — нет.

Празднование 300-летия Санкт-Петербурга изначально задумывалось как мероприятие, содействующее развитию экономики и имиджа города. Поскольку для невской столицы история и культура — важнейшие составляющие имиджа, 300-летний юбилей Санкт-Петербурга планировался как дополнительный стимулирующий фактор  в создании инвестиционной привлекательности города и реализации конкретных инвестиционных проектов, усилении международного «звучания» культурных событий Санкт-Петербурга в целях превращения их в туристский продукт. В целом, эта цель была достигнута.

Мнение экспертов не является выражением позиции университета