Выходит фильм «Брат-2»


Александр Павлов, доцент факультета гуманитарных наук, — о том, как режиссёру Балабанову удалось предугадать настроение эпохи

Первый «Брат» был более реалистичным и камерным фильмом. Он снимался тогда, когда дух времени, дух 90-х был на пике. Вторая часть снималась на стыке эпох. 90-е заканчивались, начиналось новое время. В первой части у нас бандиты, национальные меньшинства, которые на рынке притесняют простых русских людей, нищета, не очень эффективная работа правоохранительных органов. Наконец, там у нас еще актуальный русский рок, в его традиционном классическом смысле. Во второй части — Америка, русский герой, а вернее, антигерой. Несмотря на то что он руководствуется принципами правды и справедливости, он преступник, незаконно приезжает в США, убивает там людей, одним словом, творит беспредел. Второй фильм, в отличие от первого, с одной стороны более гламурный, с другой стороны — более нереальный и гипертрофированный с точки зрения сюжета.

Важная особенность фильма «Брат-2» заключается в том, что он отражал новый настрой по отношению к Западу. Причем это был не только настрой режиссера Балабанова, но и большей части русского общества того времени. Отмотаем 10 лет назад и вспомним суперхит популярной российской группы начала 90-х «Комбинация»: «Американ-бой, уеду с тобой, уеду с тобой, Москва, прощай». Их не интересуют духовные ценности, они готовы без особых моральных терзаний покинуть родину, чтобы купаться в роскоши. Это было отражением усталости людей от советского быта и серых будней, они мечтали о жизни на Западе, они были зачарованы западной культурой, потому что своей интересной культуры государство создать не смогло. И на протяжении 90-х, несмотря на то что мы пытались создать что-то свое, во многом мы все-таки гнались за западной культурой. Кроме латиноамериканских сериалов, был невероятный успех «Твин Пикса», фильмов Тарантино. То же самое было и в музыке: Мадонна и Майкл Джексон были настоящими кумирами для россиян, и вся русская попса делалась по западным лекалам.

Но вот проходят 10 лет, Примаков разворачивается над Атлантикой, настроения в обществе меняются, просыпается национальная гордость и происходит некоторое разочарование в западных ценностях. И фильм «Брат-2» в каком-то смысле становится символом пробуждения национальной гордости. И дело не в том, что «американцы тупые». Просто у многих вдруг возникло желание жить в России, быть русскими, иметь что-то свое. И мы помним, что вскоре к власти в России приходит президент Путин, который тоже не очень-то собирался заигрывать перед Западом и подобно героям «Брата-2» предпочитал говорить с западными партнерами с позиции силы.

Таким образом, Балабанов со своим фильмом очень точно угадал настроение общества, почувствовал завершение сложной эпохи в России. Ему вообще было это свойственно — чувствовать и передавать настроение сложных эпох, кризисы в их высшей точке и переход в новое состояние.

Мнение экспертов не является выражением позиции университета