Российские скинхеды громко заявляют о себе
Ярослав Бахметьев, преподаватель факультета социальных наук, — о том, как появились скинхеды и куда они пропали
В феномене скинхедов мало политического. Прежде всего это субкультура и молодёжное движение. При этом субкультура эклектичная и нецентрализованная: кто-то пришёл к ней через западные музыкальные направления «Oi!» и «RAC» (Rock against communism), кто-то – через российские группы «Коловрат», «Коррозия металла» и прочие, кто-то из футбольных фанатов, кто-то – ради нацистской эстетики. В отличие от неонацистов, идея «white power» присутствовала у скинхедов не всегда, а симпатия к нацистской символике соседствовала с непринятием какой-либо милитаристской дисциплины. Мировоззрение скинхедов могло включать в себя расизм, неонацизм и неофашизм, антисемитизм, антимигрантские настроения, антикоммунизм, анархизм (но иной, чем у панк-движения!), неприязнь к «западным» музыкальным направлениям (особенно хип-хоп культуре) и в целом стихийную ксенофобию. Комбинации были разными, но главное отличие этой субкультуры в том, что отдельные идеи и ценности находили активное применение: на этом и держалось движение. Точнее, отдельные группировки. При этом они по разным причинам часто выступали «боевыми крыльями» неонацистских организаций, провокаторами в футбольных фанатских движениях и т.п., поэтому иногда выявить мотивацию некоторых акций было сложно. Но последствия обычно были ужасными.
Примерно с 1995 активность скинхедов стала резонансной: тогда трагедией завершилось отмечание местными скинхедами 20-го апреля в Санкт-Петербурге. Знаковыми стали 1997 и 1998 годы. 30 мая 1997 нападению скинхедов и неонацистов подвергся лагерь узбекских беженцев в Подмосковье. 20 апреля 1998 несколько группировок скинхедов объявили, что каждый день будут совершать преступления. Действительно, до конца года в Москве и других крупных городах происходили нападения на выходцев из Средней Азии и Кавказа, погромы рынков, где они работали, нападения на чернокожих людей разного гражданства (например, на морского пехотинца из посольства США), бомжей, представителей других субкультур. В отличие от «рейдов» неонацистских организаций, которые всегда были точечными, быстрыми, почти профессионально выполненными, скинхеды действовали стихийно и, судя по всему, зачастую даже без плана. В связи с чем они чаще неонацистов и оказывались на скамье подсудимых. Характерно, что к концу 1990-х годов средний возраст участников акций опустился до 17-18 лет.
В 2000-х (с пиками в 2002 и 2006 годах) акций стало ещё больше: нападения с избиением, убийства, иногда и массовые, погромы «мест скопления» (даже нападение на синагогу на Малой Бронной в январе 2006) и прочее.
Нет смысла однозначно объяснять возникновение такого движения скинхедов в России 1995-2010-х годах. Среди причин: 1) кризис идентичности молодёжи 1980-х годов рождения, 2) ксенофобия, связанная с распадом Советского Союза (которая наблюдалась не только у молодёжи), 3) привлекательность шовинистических идей (а не какой-то конкретной идеологии целиком), 4) сложности самореализации в экономических условиях начала 1990-х годов и после 1998 года.
На вопрос «куда делись скинхеды?» ответить проще – никуда не делись, но стали менее активными. Некоторые выросли в полноценных неонацистов (например, БОРН образовался из выходцев скинхедовских «Объединённых бригад 88»), другие просто выросли и пережили «увлечения юности». Некоторые группировки были рекрутированы политическими акторами, которые без труда дали движениям новые идеологические установки. Но вряд ли можно утверждать, что элементы «скинхедовской субкультуры» сейчас менее популярны. Некоторые даже очень популярны. Но их совмещение с активностью происходит реже.
Мнение экспертов не является выражением позиции университета