Сайт WikiLeaks опубликовал секретные документы
Екатерина Лапина-Кратасюк, доцент факультета коммуникаций, медиа и дизайна, — о том, как WikiLeaks позволяет следить за Большим Братом
С июля по ноябрь 2010 года сайт WikiLeaks публикует более полумиллиона документов, которые позволяют «переформатировать» отношение общественности к внешней и внутренней политике США, а также к тому, как в целом устроена мировая политика первых десятилетий ХХI века. Эти публикации, посвященные трем основным темам, — войне в Афганистане («афганское досье»), войне в Ираке («иракское досье») и переписке дипломатов США — стали одной из самых крупных и резонансных утечек информации в новейшей истории.
В том же 2010 году начинаются судебные преследования основателя WikiLeaks Джулиана Ассанжа, обвиненного в сексуальных домогательствах. И хотя формально иски не были связаны с журналистской деятельностью Ассанжа, сам он утверждал, что обвинения возникли не случайно и связаны с открыто высказываемым неудовольствием администрации США и заявлениями об угрозе, которую представляют публикации WikiLeaks для безопасности страны.
Так есть ли что-то принципиально новое в деятельности WikiLeaks или это просто реинкарнация журналистики, очищение ее от политических, экономических и вассальных напластований?
С одной стороны, Ассанж, конечно, принадлежит к той группе любителей-профессионалов, с которой многие знаменитые социальные теоретики ХХ-ХХI веков связывали приход общества и коммуникаций нового типа. По классификации Мануэля Кастельса, Ассанж может быть причислен и к техноэлите, и к хакерам, и даже к крэкерам. В идеологии этих людей «прямая демократия», «свобода информации» и «сетевая свобода» — одни из самых важных понятий. Ассанж, вслед за Генри Дженкинсом мог бы сказать: «Раньше Большой Брат следил за нами, теперь мы следим за Большим Братом». Патисипативный способ коммуникации предполагает, что голоса всех, кому есть что сказать, должны быть услышаны, и WikiLeaks «specializes in the analysis and publication of large datasets of censored or otherwise restricted official materials involving war, spying and corruption».
С другой стороны, в выступлениях представителей WikiLeaks звучит та же риторика и то же вдохновение, что и в речах XVII–XVIII веков о свободе печати и недопустимости цензуры (например, в знаменитой «Ареопагитике» Джона Мильтона). «Идея» журналистики — это и есть свобода слова, поэтому по сути Ассанж не изобретает новые, но пытается вернуться к проверенным формам информирования общественности, неслучайно «афганское досье» было использовано The Guardian, The New York Times, Der Spiegel и другими ведущими изданиями.
Конечно, любая смелая инициатива имеет свою темную сторону, и сегодня публикации WikiLeaks могут использоваться как оружие разрушения репутаций, не имеющее никакого отношения к общественным интересам. И все же существование WikiLeaks позволяет по крайней мере надеяться, что журналистика не умерла, а общественное мнение существует и имеет значение: неслучайно фильм, историзирующий фигуру Ассанжа, называется «Пятая власть», а сам Ассанж получил много престижных наград, в том числе и в области журналистики.
Мнение экспертов не является выражением позиции университета