Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

Выходит первый сезон сериала «Шерлок»


Ольга Рогинская, доцент Школы культурологии, — о том, чем сериал покорил зрителей

Сериал «Шерлок»  (Sherlock) Марка Гэттиса и Стивена Моффата — примечательный пример культового современного сериала, одновременно крайне прогрессивного и старомодного. Его ультрасовременность — в высочайшего уровня работе сценаристов, создавших многослойные, рассчитанные на самую разную аудиторию сюжетные истории, операторов и художников, поместивших персонажей фильма в динамичный и чрезвычайно насыщенный визуальными и вещными подробностями и деталями — знаками актуальной Современности, наполненной, однако, следами развитой культурной памяти.

Его старомодность — в том качестве актерской харизмы, которой обладают все без исключения сквозные (переходящие из серии в серию) персонажи: Бенедикт Камбербэтч (Шерлок), Мартин Фримен (Ватсон), Марк Гэттис (Майкрофт), Эндрю Скотт (Мориарти), Аманда Аббингтон (Мери). Это тот тип актерской игры, который оказывается основан на глубокой актерской эмпатии к персонажу и зрителю, и порождает истории, имеющие очень современное биографическое, а значит драматическое измерение.

Конечно, главный секрет сериала — в его непрямолинейной интонации, сугубой ироничности и одновременно серьезности (в отсутствие хоть какой-то риторичности). На этот эффект отлично работает и видеоряд, и гениальный саундтрек Дэвида Арнольда и Майкла Прайса, но самое главное — сериал отменно работает с самыми актуальными темами современности, умно растворяя их в сюжете. Эта амбивалентная связь трагического и иронического оказывает провокативный и завораживающий эффект на критиков и простых зрителей, попадающих в ловушку загадочного очарования «Шерлока», когда ты одновременно «веришь» и «не веришь», при этом осознавая, что ты в руках самой, пожалуй, умной и сильной сериальной команды последнего времени. И как бы ты ни пытался вырваться из этих сериальных объятий — с помощью аналитической позиции, например, — ты все равно тонешь в харизматичном обаянии фильма, так хорошо чувствующего и воспроизводящего ритм современности и с таким непреходящим интересом и такой абсолютной любовью относящегося к современному человеку во всех его слабостях.

Кстати сказать, именно внимание к деталям и частностям и отсутствие прямой критики современности и какой-либо центральной политической или культурной идеи и открывает тот шлюз любви к человечеству, на котором и зиждится отношение создателей сериала к нашему настоящему, прошлому и будущему. «Шерлок» не вселяет оптимизма, но укореняет в современности — а такой результат сегодня многого стоит.

Мнение экспертов не является выражением позиции университета