• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Аум Синрикё» устраивает теракт в токийском метро

Андрей Фесюн, доцент Школы востоковедения ВШЭ, — о том, как эта секта стала такой могущественной  

Секта «Аум Синрикё» появилась в начале 80-х годов в Японии под руководством Асахара  Сёко  (настоящее имя — Мацумото Тидзуо) и стала очень быстро распространяться как в Японии, так и в сопредельных государствах, в том числе в России. Основатели секты надергали из различных мировоззренческих систем, прежде всего из буддийской, множество разных категорий, терминов и правил и смешали в учение о том, что грядет Конец Света. Надо сказать, что апокалиптические учения в принципе очень близки японскому духу. Имея в виду, что этот Конец Света не за горами, школа «Аум Синрикё» проповедовала необходимость сплочения вокруг святого, который способен уберечь избранных от страданий. Этим святым провозгласил себя Асахара Сёко. 

Школа «Аум Синрикё» заявляла, что вся ответственность за действия ее адептов ложится на плечи великого руководства — Асахара Сёко и его ближайших соратников. Чтобы поступить в школу, новичок должен был в первую очередь стряхнуть с себя материальный прах, что означало передать всю свою материальную собственность и финансы в безраздельное пользование школы. Послушники подписывали контракты, где гарантировали, что не будут претендовать на имущество, переданное в «Аум Синрикё», и обязывались привлекать в школу как можно больше новых послушников (здесь действовал печально известный принцип сетевого маркетинга, на котором выросло, например, АО «МММ»).

К началу 1990-х школа насчитывала около 50 тысяч последователей в Японии, но не меньшего успеха «Аум Синрикё» добилась в России. Этому способствовало то, что в нашей стране наступили сложные времена, люди были выдернуты из своего привычного социального окружения, лишены доходов и будущего. Они искали, на кого можно было бы переложить часть своей ответственности, и некоторые нашли эту опору в российском отделении «Аум Синрикё». Филиалы школы появились в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и во Владикавказе. К 1995 году количество последователей секты в России насчитывало до 40 тысяч человек.

«Аум Синрикё» вложила в рекламу и развитие своих отделений в России миллионы долларов и получала неплохую отдачу. Под Москвой школа полностью выкупила три покинутые деревни и заселила их членами организации. Кроме того, школа организовала производство сушеной лапши быстрого приготовления и небольшой заводик по сборке компьютеров. Вкупе с пожертвованиями все это давало приличный доход. Еженедельно Асахара Сёко выступал на радио с проповедями для российских слушателей, причем эти проповеди даже не переводились с японского на русский.

Секта могла процветать в Японии и в других странах еще очень долго, но Асахара Сёко и его приближенные были людьми с поврежденной психикой и, кажется, по-настоящему верили в то, что конец света близок и им во что бы то ни стало хотелось его упредить. План был взять руководство над всей Японией и подчинить ее граждан, чтобы спасти от неминуемого апокалипсиса. Лидеры школы собирались посеять в стране хаос и панику с помощью террористических актов, взять в заложники парламент и потребовать немедленной передачи власти себе. В качестве химического оружия они собирались использовать зарин и другие нервно-паралитические газы. По неподтвержденным данным, технологию производства зарина лидеры секты получили в России.

Переворот тщательно готовился. Известно, что боевики секты за деньги проходили специальную военную подготовку в одной из российских военных частей под Москвой. Учились стрелять из автоматов и гранатометов, водить БТРы и танки. Трое адептов боевиков учились пилотировать вертолеты. «Аум Синрикё» купила в России вертолет МИ-17 и в разобранном виде перевезла в Японию. Он находился на территории штаб-квартиры секты и, к счастью, ни разу не взлетел.

Людей, выражавших несогласие с действиями секты, жестоко пытали или убивали. Так произошло с семьей одного из покинувших секту японцев. Тела обнаружили только через десять лет после запрета секты. Киллеры секты убили адвоката, который выступал в защиту родственников пострадавших от действий секты японцев.

В 1994 году приспешники Асахара Сёко провели тренировочную атаку в метро города неподалеку от Токио. Поразительно, но, несмотря на многочисленные свидетельства, множество пострадавших и трех погибших, власти не сделали ничего, чтобы нейтрализовать «Аум Синрикё». После того, как в сторону школы посыпались многочисленные обвинения, Асахара Сёко заявил, что эта зариновая атака была направлена как раз против них.

В марте 1995 года Асахара Сёко отдал приказ о начале новой масштабной зариновой атаки. В трех разных местах в токийском метро были оставлены пакеты с зарином и боевики секты остро отточенными концами зонтиков проткнули эти пакеты и скрылись. В результате более трех тысяч человек получили отравление разной степени, погибли около 30 человек. Многие пострадавшие лечатся от последствий отравления до сих пор.

Только после этого на «Аум Синрикё» начались реальные гонения, ее закрыли. Штурм генерального штаба организации длился три дня, военные долго не решались в него зайти. Они арестовали всех, кто там находился, и позже нашли самого Асахара Сёко, который скрывался в специально сконструированных пустотах между панелями дома.

Далеко не всех руководителей школы удалось сразу поймать, поэтому основное судебное разбирательство длилось около 10 лет. 12 человек были приговорены к смертной казни, которую они ждут до сих пор. Такова иезуитская особенность японской системы исполнения наказаний: смертная казнь может быть осуществлена только приказом министра юстиции, а он никогда не спешит с этим делом.

Московское отделение было закрыто практически сразу после зариновой атаки в токийском метро, через пять лет организацию официально запретили в России. Два года назад это запрет снова был повторен, поскольку в Японии и в России осталось довольно много последователей  школы. 

Мнение экспертов не является выражением позиции университета