• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В России вводят ЕГЭ


Виктор Болотов, научный руководитель Института образования — о том, как и зачем в России появился Единый государственный экзамен

Задолго до введения ЕГЭ в профессиональном сообществе и в обществе вообще существовало недовольство практикой традиционных выпускных экзаменов. В конце 90-х количество медалистов в школах росло в геометрической прогрессии. В то время медаль давала преимущество при поступлении в вуз. И в тоже время росло недовольство практикой вступительных испытаний в вузы, когда в любом городе России можно было встретить объявление типа: «Готовим для поступления к конкретный вуз» или «Если вы не будете посещать подготовительные курсы нашего вуза, то шансы поступить к нам невелики». Фактически это означало, что вузы данного города – для местного населения. Особенно показательно это было в Москве и Санкт-Петербурге. В советские времена в вузы этих городов поступали 75 иногородних детей из 100, остальные были местными. А в 2000 году – только 25 поступивших были иногородними, а 75 петербуржцами или москвичами. Отсюда и возникла идея сделать процедуры выпускных и вступительных экзаменов более прозрачными.

Эта мысль высказывалась Ярославом Кузьминовым. Вышка в те годы была ведущим партнером по стратегиям для Министерства образования. И министр Владимир Филиппов эту идею поддерживал. Он был ректором одного из самых престижных вузов России РУДН и хорошо понимал всю порочность экзаменационных вступительных испытаний.

В то время у федеральной программы развития образования впервые появились серьезные деньги, и их очень хотелось потратить на что-то действительно понятное и полезное. И возникло решение ввести в программу сюжет, связанный с Единым государственным экзаменом. Я тогда работал первым заместителем Филиппова, и это направление было поручено вести мне.

Надо сказать, что без поддержки первых лиц государства мы никогда не смогли бы преодолеть сопротивление вузовского сообщества, которое говорило: «Ну как же мы не посмотрим на наших абитуриентов своими глазами?». Злые языки отвечали: «Своими глазами на их карманы». Короче говоря, была поддержка сверху, была содержательная поддержка со стороны Вышки и профессионального сообщества высшей школы, которая была заинтересована получать сильных абитуриентов, а не абитуриентов, у которых были деньги и блат.

Мы сформировали совместные рабочие группы по разработке экзаменационных материалов среди вузовских и школьных методистов. И, конечно, вначале там были очень большие конфликты. Методисты жаловались, что мы собираемся спрашивать у абитуриентов заумные вещи, которые не проходят в школе. А вузовские преподаватели им отвечали: а вы спрашиваете какую-то элементарщину. Кстати, известный вам Григорий Канторович сыграл в разработке тестов по математике важнейшую роль, потому что помогал преподавателям школ и вузов найти компромисс и пойти навстречу друг другу.

Мнение экспертов не является выражением позиции университета