Крым вошел в состав России

Константин Гаранин, преподаватель курса «Маркетинг территорий» Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ, — о бренде «Крым»

Когда мы говорим про маркетинг территорий, то всегда важно сначала определяться с целями, задачами и рынками. Например, если мы будем говорить про Крым с точки зрения туристического рынка, то для России и бывших советских республик это будет один бренд, а для остального мира — совершенно другой. Если же мы, например, будем говорить в контексте бизнеса или инвестиционной привлекательности, то увидим совершенно другую картину как по миру, так и в странах СНГ и в российских регионах.

Сегодня, если говорить о бренде Крыма, то имеет смысл говорить только о туристическом бренде для внутреннего рынка, так как для внешнего рынка Крым является местом, известным в силу сильных негативных явлений, и тут о брендинге говорить невозможно — тут нужна долгосрочная антикризисная стратегия по формированию хотя бы нейтрального отношения.

На внутреннем туристическом рынке Крым, конечно, является известным брендом, хотя и с подпорченной репутацией (здесь мы говорим не столько про события 2014 года, сколько про ценовую политику, уровень сервиса и так далее), тем не менее можно сказать, что Крым — один из сильнейших туристических брендов России.

При этом важно понимать, что бренд Крыма складывался в основном в советское время и сегодня он уже не совсем актуален. На мой взгляд, главная проблема Крыма в том, что он пытается продавать себя исключительно как территория морского отдыха, и этот образ значительно перевешивает в его коммуникациях. Между тем это территория с большим потенциалом в области культурного и исторического сити-туризма, который признается UNWTO как один из сильнейших трендов до 2030 года. Это огромный потенциал для приключенческого горного туризма (Чатыр-даг, Большой каньон, пещеры), геологического (Кара-даг, Долина приведений), археологического (Чуфут-Кале). И если пляжно-морской туризм — это всего 3 месяца в году, то все остальное — 12. Соответственно, концентрируясь на пляжной теме, Крым, на мой взгляд, теряет достаточно много.

Не знаю, есть ли у Крыма сегодня маркетинговая стратегия по диверсификации туризма, но я думаю, что ему стоит концентрироваться именно на том, что не касается пляжного отдыха: на пляж народ так или иначе приедет, а вот по остальным направлениям надо и продукт формировать, и новые аудитории привлекать. 

Если сравнивать Крым и Сочинский регион, то должен сказать, что Крым на голову выше, интереснее, потенциальнее — здесь и горы, и карстовые пещеры, и море, и исторические города, и территории присутствия древних цивилизаций, и города воинской славы. А главное, что это все сконцентрировано в достаточно небольшой локации — нигде в России нет такого места. Так что, конечно эта дестинация должна формироваться и продвигаться особым образом.

Я для себя Крым открыл еще в советское время, когда он был достоянием большой страны и всего мира, и мне искренне жаль, что сегодня эта потрясающая природная, культурная, историческая территория является территорией конфликта. Надеюсь, что в будущем Крым займет свое заслуженное место в ряду мировых туристических жемчужин, станет территорией развития бизнеса и инвестиционно привлекательным регионом.

Мнение экспертов не является выражением позиции университета