В России появляется новый класс сверхбогатых людей — олигархов
Эдуард Понарин, заведующий лабораторией сравнительных социальных исследований (НИУ ВШЭ Санкт-Петербург) — о том, откуда взялись олигархи в России и почему они так раздражали номенклатуру
В России олигархи имели две разные траектории взлета. По первой двигались комсомольцы, которые начали действовать в так называемых НТТМах (центрах научно-технического творчества молодёжи). В конце 80-х государство разрешило этим центрам выступать в роли посредников между разными предприятиями, но фактически они занимались тем, что переводили безналичные деньги в наличные. Значительная часть людей, которых в середине 90-х стали называть олигархами, имели корни в этих организациях.
Партия и правительство в конце 80-х присматривались к капитализму, но сами партийные деятели не были готовы им заниматься и поручали эту работу комсомольцам. При этом, конечно, они рассчитывали на то, что будут продолжать контролировать процесс. Но советское государство разрушилось, и будущие олигархи вышли из-под контроля, заработав уже довольно приличные деньги.
Второй путь в олигархию лежал из теневой экономики. В конце советского периода она существовала почти повсеместно, где-то больше, где-то меньше. Это директора комиссионных магазинов и рынков, цеховики, валютчики, фарцовщики и т.д. Если читатели помнят фильм «Берегись автомобиля», то персонаж, которого играл там Андрей Миронов, – типичный представитель касты теневиков. Ведь был повсеместный дефицит, а эти люди заполняли его, продавая товар дороже номинальной стоимости, используя разные не совсем законные схемы. Таким образом, тоже накапливался капитал и, что еще более важно, оттачивались навыки зарабатывать деньги. Теневики оказались хорошо приспособленными к тому времени, когда возник вакуум институтов и начал зарождаться российский капитализм. Из круга таких людей тоже вышли некоторые очень богатые люди, которые стали оказывать влияние на политические события и решения – то есть стали олигархами.
К середине 90-х годов класс олигархов сформировался окончательно. После президентской кампании 96 года, которая сплотила олигархов вокруг фигуры Ельцина, начались так называемые медийные войны. Потому что в ходе продолжавшегося раздела собственности между олигархами стали возникать глубокие противоречия, а в печати появлялось огромное количество компромата, который они сливали друг на друга. Это, наряду с падением уровня жизни, отнюдь не способствовало популярности нового строя в массах. Но к тому же олигархи очень раздражали бывшую советскую, а теперь уже российскую бюрократию.
Ее представители были недовольны результатами преобразований и связывали их с деятельностью олигархов. Не стоит забывать, что раньше высшие чиновники были агентами сверхдержавы, их внимательно слушали за рубежом. В конце 90-х годов российских чиновников за рубежом никто всерьез не воспринимал, да и внутри страны они уступали позиции олигархам. Это был серьезный удар по самолюбию целого класса, что недооценивают многие исследователи. И, конечно, номенклатура была не очень довольна тем, как были перераспределены ресурсы страны после распада Советского Союза. То есть дело было как бы и в долларах тоже, но на самом деле не только в них.
Мнение экспертов не является выражением позиции университета