Экономический кризис в России

Лилия Овчарова

Лилия Овчарова, директор Института социальной политики, — о том, как кризис 1998 года повлиял на потребительское поведение россиян

После дефолта реальные денежные доходы населения резко упали, причем до самого низкого уровня за весь период наблюдения с 1991 года. И это падение, безусловно, очень сильно повлияло на потребительское поведение домашних хозяйств. Увеличилась доля расходов на питание. В 97 году она составляла 43%, а в 98 году поднялась до уровня 52%. Это свидетельствует о том, что в стране увеличился уровень бедности. Государство рассматривает уровень бедности по данным за год в целом, но мы помним, что обесценивание рубля произошло в августе, поэтому уровень бедности не успел сильно отреагировать на происходящее, он вырос с 21% до 23%. Но весь эффект от этого падения перешел на 1999 год: тогда уровень бедности вырос до 29%. То есть фактически треть населения стала бедной в результате событий 98 года.

На потребительское поведение влияло и то что, население поняло, что финансовые кризисы 92 и 98 годов были не последними в нашей стране. Население училось адаптироваться к этим кризисам, люди начали делать запасы товаров первой необходимости и немедленно покупать то, что собирались купить позже. Еще одна характерная особенность потребительского поведения людей в кризисное время – инвестиции в подсобные хозяйства. В России все еще помнили, как сажать картошку, и активно начали заниматься огородами весной 1999 года. В том году был отмечен всплеск поступлений продуктов в домашние хозяйства из личных подсобных хозяйств.

За годы постсоветского развития в России в результате экономических кризисов реальные денежные доходы населения падали пять раз: в 1992-м, в 1995-м, 1998-м, в 2008 и в 2014-м годах. За исключением последнего, все кризисы проявлялись таким образом, что в течение одного года происходило резкое падение и довольно быстрое восстановление доходов. В 1998 году население было раздражено случившимся, но не впадало в депрессивное состояние, имея за плечами опыт адаптации к двум предыдущим кризисам, по результатам которых  через год наступал экономический рост. Кризис 98 года снизил доверие к политической власти, но он не сформировал недоверия к рыночным отношениям. Мы помним, что начиная с 2000 года начался довольно быстрый рост и в массовом сознании даже сложилось представление о том, что для быстрого роста необходимы вот такие периодические падения.

Мнение экспертов не является выражением позиции университета