«Gangnam Style» стал самым популярным видео на YouTube


Светлана Шомова, профессор Департамента медиа, — о том, почему вирусная коммуникация настолько действенна

Вирусная коммуникация — вовсе не изобретение «эры интернета и Фейсбука», ее типичные представители в офлайн-среде — слухи, анекдоты и другие виды «заражающего контента», передающегося от человека к человеку. Но, конечно, такого масштаба распространения и силы влияния, как в последние годы, информационные вирусы могли достичь только в условиях новых медиа.

В частности, вирусные видеоролики (а кроме них к подобного рода контенту можно отнести мемы, интерактивные игры, тесты и т.д.) особенно активно расплодились в сети в конце нулевых – самом начале десятых годов нашего века. И очень часто ими становились музыкальные видеоклипы. Так, в 2009 году огромную популярность приобрел старый ролик с вокализом Эдуарда Хиля, ставшего известным всему миру под именем «Мистер Трололо», а в 2012-м интернет «порвал» сингл южнокорейского PSY «Gangnam Style» . Харизма исполнителя, его необычные движения и музыка, воплощавшая отличное настроение, привели к тому, что ролик стал самым просматриваемым на YouTube (на сегодняшний день — более 3 миллиардов просмотров) и удерживал этот рекорд до 2017 года, попав в Книгу рекордов Гиннеса.

Два самых важных вопроса, касающихся медиавирусов, — это что именно заставляет пользователей сети «расшаривать» определенные сообщения (то есть придает информации эффект виральности) и почему они порой способны оказать на людей такое воздействие. Иногда ответы на два этих вопроса совпадают. Во-первых, вирусным становится то, что способно вызвать у людей сильную эмоцию (смех, умиление, восторг и т.д.), — нам хочется поделиться этой эмоцией, и механизм вируса приводится в действие. Кстати, негативные чувства (негодование, например) тоже могут запустить вирус и подтолкнуть людей к действию. Во-вторых, имеет значение смысловой аспект сообщения: если речь идет о небанальной истории с ярким героем, занимательном развлечении или просто практически полезной информации, важной для людей, — есть шанс, что вирус активизируется. Наконец, в-третьих, важна упаковка контента — мы переживаем эру видеократии, эпоху господства «картинки», поэтому все, что имеет яркую визуальную составляющую (и формат видео в этом смысле имеет массу преимуществ перед другими типами сообщений, особенно в сочетании с запоминающейся музыкой) обладает потенциальной виральностью.  

Есть и другие факторы возникновения медиавирусов. Но главное для нас сегодня — это понимание того, насколько влиятельными могут оказаться такие интернет-сообщения. Вызывая эмоции, заражая смыслами и формируя «картинку» в сознании потребителя, они способны оказать, например, рекламное воздействие или подтолкнуть к решению.        

Мнение экспертов не является выражением позиции университета