• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новые русские, челноки и командировочные осваивают заграницу

Игорь Орлов, профессор факультета социальных наук, автор книги «Сквозь «железный занавес». Руссо туристо: советский выездной туризм, 1955–1991» – о буме зарубежных поездок

До развала Советского Союза 80% тех советских граждан, кто мог выезжать за рубеж, посещали соцстраны, но больших открытий там, конечно, не случалось. Как говорили тогда: курица не птица, Болгария не заграница. После распада Советского Союза начался настоящий бум зарубежных поездок, и география выездного туризма существенно расширилась. Негативная экономическая ситуация в стране, дефицит и галопирующая инфляция делали весьма выгодной торговлю импортными товарами. Многие люди, оказавшиеся на улице после банкротства предприятий, открыли для себя возможность шопинг-туров – то есть стали так называемыми челноками. Они ехали в Китай, Турцию и Грецию, забивали баулы вещами на тамошних рынках и возвращались в Россию, чтобы выгодно сбыть это добро.

Именно в это время в Китае появляются огромные вещевые рынки, ориентированные на бизнесменов из России.

Кроме челноков, за рубеж стали выезжать россияне, имевшие там родственников и друзей, а также так называемые новые русские, заработавшие огромные деньги в конце 1980-х и начале 1990-х. Последние, как правило, ездили в сопровождении многочисленной охраны. Так на пляжах Турции и Египта появились крепкие бритоголовые ребята из России.

Еще одним каналом «путешествий» стали заграничные командировки.

Например, случалось, что какой-нибудь завод отправлял в Европу делегацию на переговоры. При этом в командировку ехали не 3-5 человек, а все сто. Под видом сотрудниц заводское начальство брало своих любовниц, детей, жен и родственников. Съездили на неделю, к примеру, в Германию, отдохнули, попили пива, закупив какие-нибудь дорогие и при этом некачественные товары, получив соответствующий откат. И это было совсем не редким явлением.

Мнение экспертов не является выражением позиции университета