Тема сексуальных домогательств в Голливуде


Елена Рождественская, профессор факультета социальных наук, — о кейсе Вайнштейна как дискурсивном прорыве

Этот год был отмечен оглушительным скандалом в Голливуде, связанным с сексуальными домогательствами к известным актрисам влиятельнейшего и властного продюсера. Каждый день медиа сообщали о новых и новых случаях, поражая воображение открывшимися масштабами. Актрисы делились нарративами, на глазах рос фронт эмпатии, институционализировались комитеты поддержки молодым и начинающим актрисам. Интересное эхо кейса Вайнштейна мы получили у себя, прочитав на Медузе признания известной российской актрисы о том, что домогательства — «это прекрасно!», «здесь выигрывают и зрители, и актриса, и режиссер».

В целом есть большой соблазн причислить эту ситуацию к победам феминизма и присоединить содержательно этот кейс к событиям прошлого года (медийно успешный флешмоб «небоюсьсказать», сексуальные скандалы, сотрясшие элитные школы). Но социологическая логика анализа подсказывает, что пока все же речь идет о прорыве дискурсивном. Мы учимся публично проговаривать важные для общества феномены: как используется власть для аппроприирования сексуальности и почему этого делать/позволять нельзя.

Кейс Вайнштейна можно социологически рассматривать не просто как сексуальный скандал, но как социальную драму в духе Тернера, которая оказалась масштабным социальным потрясением. Такие драмы обычно имеют несколько фаз: нарушение нормальных социальных отношений, кризис (в котором расширяется нормативный разрыв) и регрессивное действие, восстанавливающее расколотую социальную группу или, наоборот, признающее непоправимый раскол. С очевидностью, этот скандал обозначил явную смену морального порядка: мы уже можем об этом говорить, виновник обнаруживает вокруг себя социальную  пустыню, его то ли лечат, то ли наказывают, и возникает новая мораль, в координатах которой публично демонстрируемые гендерные модели отношений подчиняются более строгим правилам, вплоть до схлопывания норм социальных и правовых. Имеется ввиду уменьшение зазора между социальным нормами, предусматривающими различные толкования (так нет или да? или может быть?) в демонстрируемой игре полов и правовой санкцией за социально неприемлемое поведение. Отметим также и роль медиа как моральных антрепренеров, вне которых скандал не был бы скандалом, поскольку жанр сторителлинга предполагает по умолчанию раздачу оценок.

Мнение экспертов не является выражением позиции университета