Дональд Трамп вступает в должность президента США


Игорь Ковалев, профессор факультета мировой экономики и мировой политики, — о том, как можно было предсказать победу Трампа

На самом деле сделать это было достаточно несложно. Во-первых, есть такие простые и банальные вещи, как политические циклы. Посмотрите на историю США, особенно после Второй мировой войны, и вы увидите чаще всего восьмилетние циклы — 8 лет у власти одна партия, 8 лет — другая. США — страна с двухпартийной системой, где есть две ведущие партии, остальные — вспомогательные игроки, и в такой системе избиратель, как правило, не терпит очень долгого нахождения у власти одной партии. Конечно, бывают исключения: можно вспомнить доминирование республиканцев после Гражданской войны или четыре президентских срока Франклина Рузвельта в период Великой депрессии и Второй мировой войны. Но это были экстраординарные ситуации. А в обычной жизни, как правило, работают восьмилетние циклы, и окончание очередного цикла — это первый стимул к тому, чтобы что-то поменять.

Во-вторых, чувствовалась потребность в смене элит. Америка устала от традиционных лидеров, похожих друг на друга. Периодически бывают ситуации, когда разницы между лидерами демократов и республиканцев просто не видно. Они говорят одинаковые правильные слова, потому что ими руководят партийные элиты, считающие себя истиной в последней инстанции. В партии написали программу — и ты должен говорить это и это, не особо понимая, что нужно рядовому американцу, который живет где-нибудь в Оклахоме, Аризоне или на ранчо в Техасе пасет свое стадо.

За Трампа проголосовал типичный средний американец, который до этого не ходил на выборы и был аморфной массой. А тут он встрепенулся: а что, хороший парень, обещает, что Америка — прежде всего. Для американца это лозунг колоссальной значимости. Для среднего американца все, что творится за пределами страны, — пустой звук. Важно вот что: у меня доход вырастет? Окей. Я буду платить меньше налогов? Вообще супер. Почему Рональд Рейган считается великим президентом? Потому что он единственный, кто после Второй мировой войны сократил налоги. Сейчас Трамп пытается сделать то же, а для американца то, что в доме все хорошо, бизнес развивается, доходы растут, очень важно, ему больше ничего не надо.

Были, конечно, и другие причины. Например, ошибка демократов, что они выдвинули Хилари Клинтон, а не Берни Сандерса. Вполне вероятно, что у Сандерса было больше шансов на победу в 2016 году, потому что он тоже «нетипичный», как и Трамп. Был ряд и других более мелких ошибок, но если говорить о ключевых индикаторах, то для меня ими были восьмилетний цикл и потребность в новом лидере, потому что старая система явно не справлялась. Нынешние попытки надавить на Трампа, переформатировать американскую систему сдержек и противовесов как раз показывают, что старая система действительно нуждалась в какой-то корректировке. Куда эта корректировка приведет — пока трудно сказать, но то, что она происходит — это очевидно.

Мнение экспертов не является выражением позиции университета