Территория Москвы официально увеличилась в 2,5 раза

Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики, — о том, как выглядит самый масштабный градостроительный эксперимент спустя пять лет

Я очень хорошо помню 2012 год. Про расширение границ Москвы еще ничего конкретно не объявлено, обсуждаются самые разные варианты, обсуждается знаменитый вариант покойного профессора Глазычева о расширении границ Москвы примерно до рубежа нынешнего ЦКАДа или предложение «разрезать» Московскую область на фрагменты и присоединить их к Владимирской, Калужской и другим областям.

Более или менее понятно, как формировались границы Новой Москвы. И формировались они по критериям скорее налогово-бюджетным, нежели градостроительным. Например, по границам были вырезаны крупные населенные пункты типа города Наро-Фоминска и на протяжении 2012 года велись дискуссии о том, какую налоговую базу Москва забирает у Московской области и, соответственно, какие пенсионные обязательства берет на себя в связи с присоединением дополнительного городского населения.

Дальше был объявлен чрезвычайно интересный международный конкурс на концепцию развития Большой Москвы, с великолепным представительством лучших и самых авторитетных архитектурных мастерских из Америки, Западной Европы, Японии и Китая. Я был членом жюри, все это пропустил через себя и был свидетелем интереснейших дискуссий.

Прошло пять лет, и уже более или менее понятно, что наполеоновские планы по переносу основной строительной активности в Новую Москву воплотились далеко не полностью. Попытки построить стандартные московские многоэтажные районы в картофельных полях Новой Москвы активно предпринимались, и можно поехать посмотреть, насколько успешно идут продажи этих квадратных метров. Были предприняты и вполне разумные административно-управленческие усилия: теперь на новой территории располагаются два московских административных округа, Троицкий и Новомосковский, есть вполне активная работа по созданию рабочих мест на этой новой территории, а деловой центр «Румянцево» — это уже свершившаяся реальность. Но картинка, когда люди живут в Новой Москве, где квадратный метр гораздо дешевле, и работают в центре, оказалось малореальной.

Географические границы мегаполисов мира бывают отодвинуты даже гораздо дальше, чем получилось у Новой Москвы, но имеют другую конфигурацию. Например нью-йоркская агломерация (New York Metropolitan Area) представляет собой «колокол»: небоскребы в 60 этажей в центре, а дальше все плавно спускается к малоэтажно застройке периферии. У нас же получилась «дубль-вэ»: более или менее высокий центр, за которым идут промзоны (хотя в них уже нет никакой промышленности), а дальше — снова высотные кварталы. Для экологии и транспорта это очень неудачная конфигурация, но делать дешевое жилье в виде односемейных домиков в пригороде мы пока не умеем. Если у нас есть загородное жилье, то оно совсем не для скромных молодых семей.

Рабочие места и места жительства, цена и удаленность, тип застройки и тип мобильности — то, что Москве сейчас так или иначе приходится решать. Но пока первый шаг сделан совершенно в другую сторону, потому что программа реновации в каком-то смысле является альтернативой освоению новых земель. Вообще у нас в истории города было не так много масштабных градостроительных экспериментов, и для меня как для академического наблюдателя это суперинтересно, хотя как старый москвич, я, конечно, могу быть большим скептиком.

Мнение экспертов не является выражением позиции университета