Даниил Александрович Федоровых: Киров
Даниил Александрович Федоровых:
Киров
Я хочу рассказать о городе Кирове. В первую очередь расскажу о своем образовании в средней школе, в которой я учился и после окончания которой поступил в Вышку. Я окончил одну из самых хороших школ в Кирове, но вообще в этом городе несколько хороших школ, которые специализируются на разных профилях: есть математический лицей, экономико-правовой, лицей естественных наук и гуманитарная гимназия. Для небольшого города это немало, причем эти школы периодически попадают в разные рейтинги лучших школ страны. Я не знаю, почему такого сильного школьного образования нет во многих других местах, но могу предположить, что дело в традициях образования, которые существуют в Кирове давно. Например, гуманитарной гимназии уже больше ста лет, и в течение целого века это одна из лучших школ города. Я учился в этой гимназии с первого по шестой класс. Почему-то в системе образования Кирова очень много энтузиастов, которые готовы делать хорошее дело без каких-то больших вознаграждений. Для них это важно. И, по-видимому, эти давно существующие традиции дополнили новые хорошие школы, которые были созданы в 1990-х годах. Это означает, что традиции не только сохраняются, поддерживаются, но и пополняются.
Экономико-правовой лицей, который я окончил, был создан в 1992 году, остальные новые очень сильные школы — в это же время, плюс-минус несколько лет. И люди, которые были учителями в обычных школах, поняли, что вот сейчас можно сделать что-то отличное от того, что было всегда, новое, интересное. Они взялись за это, стали повышать квалификацию и искать команду, с которой можно работать. В случае моего лицея это Надежда Александровна Чернышева, ставшая директором, и Александр Иванович Пономарев, ее заместитель. Они стояли у истоков школы и по сей день ею руководят. В какой-то момент они поняли, что пришло время, когда можно создать лицей, который будет учить не так, как до этого в этом здании учили. Это были 90-е годы, когда в образовании начались реформы, и у творческих людей появилась возможность реализовать свои идеи. Наверное, нам, ученикам, повезло, что нашлись такие люди, которые создали Экономико-правовой лицей. Вышка ведь тоже тогда была создана. В разных местах страны появилось ощущение, что можно делать что-то особенное. И нашлись энтузиасты, которые стали это делать. Я знаю, что у лицея сейчас очень много проблем: бюрократия, финансовые трудности постоянно, но руководители его полны совершенно фантастического энтузиазма, не унывают и делают очень большую работу.
Когда я был школьником, я понимал, в каком хорошем месте учусь, и с этим местом мне не хотелось расставаться и после выпуска. Это верно и в отношении Вышки тоже. Всякий раз, когда я оказываюсь в своем лицее, я вижу, как там все здорово сделано, и хочется быть как-то к этому причастным. Поэтому какое-то время после выпуска, пока я был студентом младших курсов Вышки, я ездил в Киров и приходил в лицей, помогал вести кружок для олимпиадников — просто для удовольствия. Я ведь и сам был олимпиадником, когда учился в Экономико-правовом лицее. И не только я. Практически каждый год количество дипломов Всероссийских олимпиад, которые выигрывают лицеисты, больше, чем у любой другой школы в городе. Потому что в лицее широкий образовательный профиль: обществознание, экономика, право, история, а в последнее время появляются и другие. И по математике кто-то выигрывает, и по физкультуре даже выигрывают олимпиады ребята из моего лицея. Здесь олимпиадная подготовка находится на очень высоком уровне. Потому что при переходе в старшую школу некоторые лицеисты, которые хорошо показали себя в средней, получают возможность много дополнительно заниматься, чтобы готовиться к олимпиадам. И опять же учителя-энтузиасты, которые работают там много лет, прилагают большие усилия к тому, чтобы результаты лицеистов на олимпиадах были блестящие.
Киров — одно из лучших мест в России с точки зрения работы с талантливыми школьниками.
В первые годы после окончания лицея я часто ездил на малую родину, чтобы навестить своих родных и друзей, скучал по дому. При этом я всегда заходил в лицей. Даже сейчас, когда 12 лет прошло со времени выпуска, каждый раз, приезжая в Киров, я стараюсь встретиться со своими учителями, прихожу в школу. Когда в Вышке организуется какой-нибудь выездной семинар, или день открытых дверей, или еще что-нибудь, и это командировка в Киров, я все время стараюсь туда попасть. Потому что, во-первых, мне нравится просветительская работа, во-вторых, если это еще и в родной школе, в которой прошло много хороших лет моей жизни, то это вдвойне приятно.
Надо сказать еще, что кроме школ, где дети учатся с 1-го по 11-й класс, в Кирове существует Центр дополнительного образования одаренных школьников — специально для олимпиадников. Этот Центр — один из первых в России, создал его Игорь Соломонович Рубанов. Потом по образу и подобию Центра возникло много похожих инициатив в других регионах.
И.С. Рубанов — не кировский, родом из Карелии, учился в Ленинграде. В Киров приехал, чтобы работать в университете, и буквально на пустом месте, найдя единомышленников, создал прекрасную олимпиадную математическую подготовку. В Кирове с 1985 года проводят летние школы, которые были сначала математическими, потом стали многопредметными, сейчас там есть и физика, и биология, и химия. Это знаменитые кировские школы, куда действительно приезжают люди со всей страны. И это одна из лучших летних школ в России по математике. Я сам ездил туда учиться математике после 7, 8 и 9-го классов, и это помогло мне потом в изучении экономики, которая впоследствии стала моей основной специализацией. Благодаря кружкам при Центре я понял, что математика — это мое и что надо искать возможности изучать ее больше, чем это было возможно в той школе, в которой я учился с 1-го по 6-й класс. В общем, этот Центр дополнительного образования — очень известный и очень успешный. Я очень благодарен работающим в нем людям. Моя профориентация и социализация прошли в двух местах: Экономико-правовом лицее и Центре дополнительного образования, где я изучал математику. Много очень талантливых ребят прошли через лицей, а также кружки и летние школы — я время от времени встречаю в России и за рубежом тех, кто учился там вместе со мной. Сейчас они занимаются очень разными вещами: кто-то работает в университетах, кто-то делает карьеру в бизнесе. Например, Маша Чадерина, которая училась в Экономико-правовом лицее на два года раньше меня, выиграла Всероссийскую олимпиаду, блестяще окончила МИЭФ Вышки, а сейчас профессор в Венском университете. Мне кажется, Киров — одно из лучших мест в России с точки зрения работы с талантливыми школьниками. Я много ездил, смотрел, как такая работа организована в разных местах, поэтому могу позволить себе такое заявление. Произошло ли это случайно или были какие-то предпосылки, что это произошло именно в Кирове, мне — инсайдеру — сложно судить непредвзято. Но очень многие люди, которые приезжают в Киров на короткое время и общаются там с детьми или со взрослыми, говорят, что атмосфера общения в Кирове какая-то особенная, не такая, как в других городах. Вопросы решаются быстро, люди незлобивые и с большим энтузиазмом, не ищут везде материальных выгод. Может быть, это играет какую-то роль.
Теперь расскажу, чем интересен сам Киров, зачем нужно в нем побывать. Я считаю, что в первую очередь в Киров надо съездить, чтобы побывать в спокойных и симпатичных местах, отдохнуть от мегаполиса и расслабиться. В Кирове ритм жизни совершенно другой, не такой, как в Москве. У людей меньше ежедневных дел и забот, они готовы с вами пообщаться, показать что-то интересное в городе, рассказать о чем-то. Это симпатичный город, где в центре достаточно много памятников архитектуры. Мне нравится — я постоянно мимо него прохожу — особняк купца Булычева, в котором сейчас находится Управление ФСБ Кировской области. Это постройка ХIХ века, по-моему, очень красивая. Купец Булычев, насколько я помню, хотел свою дочку Алису из Санкт-Петербурга вернуть, потому что она туда уехала. Ее прельстили питерские красоты, а он, чтобы ее вернуть, построил ей дворец. Вот такая легенда. Дочка в Вятку не вернулась, но дворец получился очень красивый. Чуть ли не сам Булычев сидел там на какой-то вышке и кирпичи вниз кидал. И только те кирпичи, которые не разбивались, использовались в строительстве этого дворца. Он очень красивый изнутри и снаружи — правда, для того, чтобы зайти внутрь, нужно познакомиться с кем-нибудь из ФСБ.
В Кирове неплохой театр, там очень хороший музей братьев Васнецовых — они родом из Вятки. Краеведческий музей интересный, Дом-музей Салтыкова-Щедрина, где работают люди, которых очень интересно слушать, когда они рассказывают о писателе. Правда, он не очень хорошо про город писал. Говорят, прототипом города Глупова была именно Вятка. Тем не менее музей очень интересный. А замечательная, радостная дымковская игрушка, которую можно посмотреть в музее, купить в подарок и даже сделать своими руками? А набережная симпатичная, а музей Александра Грина, который тоже какое-то время жил в Вятке? Все это заслуживает внимания, я уверен.
Сам город не очень большой, хотя сейчас совсем далеко где-то появляются новые районы, в них строятся современные дома, в которых я не бывал. Где можно погулять человеку, который приехал познакомиться с городом? Надо начать с Театральной площади — это главная и самая большая площадь города, где находятся университет, театр и правительство области. Дальше можно пройти по очень симпатичным улицам — некоторые из них недавно стали полностью пешеходными — к набережной, и практически все, на что интересно смотреть в смысле архитектуры, встретится на этом пути: от главной площади к набережной Грина. И очень симпатичные мостовые — кажется, что они давно тут. На самом деле я знаю, что еще пять лет назад ничего этого не было. Есть несколько храмов, которые достойны внимания. Архитектор Иван Чарушин построил особняк купца Булычева, он же построил собор Серафима Саровского. Собор этот так сразу не найдешь, но если найдешь, то получишь удовольствие, если его осмотришь снаружи и изнутри. Есть Трифонов монастырь, довольно древний, XVI века, построен был по указу Ивана Грозного.
И конечно же, надо пройтись по набережной реки Вятки. Это интересные места. Для меня они близки потому, что лицей, в котором я учился, находится рядом. Иногда наши уроки физкультуры проходили прямо на набережной. Недавно там был установлен бюст писателя Александра Грина, который родился в Вятской губернии. На его плече сидит птица с поднятыми для полета крыльями. Крылья время от времени обламывают, но потом их чинят. Это такая довольно длинная набережная, по которой можно гулять. Там есть интересные скамеечки, где человек, который пришел отдохнуть, может присесть и тем самым подать сигнал о том, зачем он пришел. Потому что на одной половине скамеечки написано «познакомлюсь», а на другой — «просто отдыхаю». В зависимости от того, какую половину вы выбрали, становится понятно, стоит с вами заводить разговор или нет. Мне кажется, что это замечательная идея, и она работает — люди этим пользуются. Я слышал, что это не просто шутка такая, а на самом деле имеет значение.
Даже если не концентрироваться на объектах повышенной привлекательности, а просто пойти по случайным улицам, можно увидеть много интересного. Иногда встречаются деревянные дома постройки очень давней, которые чудом выжили и не были снесены. Некоторые из них, конечно, в плачевном состоянии, некоторые получше, но все их обычно интересно рассматривать. Люди еще живут в этих домах. Если гулять не по трем главным улицам, то, глядя по сторонам, можно просто получить удовольствие от того, какая здесь размеренная жизнь. Люди ощущают, что они живут в таком спокойном месте, и любят гулять. Ботанический сад в центре города довольно большой. Вокруг него интересные улочки. Александровский парк рядом с набережной — тоже популярное место для прогулок у жителей города.
Среди выпускников лучших школ Кирова, к сожалению, много тех, кто уезжает из города насовсем. Но некоторые остаются, даже имея возможность перебраться в столицу: «у нас тут спокойно», «здесь живут мои друзья», «здесь не надо в метро толкаться по утрам». Ну а те, кто уезжает... Здесь на самом деле все зависит от среды, в которой тебе довелось находиться. В хорошей школе тебя заставляют много работать. Ты привыкаешь к тому, что все время надо что-то делать, все время решать новые задачи, и не только школьные, но и социальные, жизненные. Поэтому с точки зрения ритма жизни, когда я поехал в Москву, поступил в Вышку, у меня ничего не изменилось. Только вот на дорогу каждый день надо тратить в два раза больше — это, конечно, тяжело, но я был к этому готов. Я привык к Москве, люблю ее и уже не знаю, смог бы сейчас жить в Кирове или нет. Когда я туда приезжаю, мне уже к концу недели кажется, что жизнь идет очень медленно, а можно было бы столько всего еще сделать. Поэтому, вновь приезжая в Москву, я каждый раз возвращаюсь к привычному ритму. В Экономико-правовом лицее, где я учился, жизнь была гораздо больше похожа на московскую, чем на тихую провинциальную. И не только в смысле учебных проектов, уроков, контрольных, но и в смысле социального уклада. Кроме того, что там много учат, проводятся еще и лицейские мероприятия, которые становятся событиями городского масштаба. В лицее есть три таких мероприятия. Это «Мисс лицея» — конкурс, который в первую очередь становится не конкурсом красоты, а конкурсом талантов среди девочек. Для мальчиков — «Мистер лицея». Они проводятся не где-нибудь, а в городской филармонии, потому что мало какой зал может вместить всех желающих эти конкурсы посмотреть. Приходят все учителя и ученики, а также просто горожане, потому что это чрезвычайно интересное шоу очень высокого уровня. Это не просто какая-то самодеятельность: там хорошая режиссура, профессиональная хореография. Привлекаются внешние люди, которые помогают написать сценарии и самого мероприятия, и отдельных выступлений участников. То есть это настоящее шоу.
А в мае, в конце года, проводится «Золотое яблоко» — церемония вручения главной награды, которую могут получить лицеисты и учителя. Лицей сокращенно называется ЭПЛ, что созвучно английскому слову «яблоко», потому этот фрукт и стал лицейским талисманом. В конце 11-го класса я получил эту награду в номинации «Ученик года» — она присваивается тем, кто достиг наибольших успехов в олимпиадах, поступил в ведущие университеты и так далее. Среди других номинаций есть «Артист года», например, или «Лидер года», «Открытие года», «Учитель года», «Класс года», «Классный руководитель года». Победители выбираются голосованием. И в лицее все, начиная с 8-го класса, участвуют в номинировании тех людей, которые потом эти «золотые яблоки» получают. Есть специальный совет, который состоит из наиболее уважаемых учителей. Он изучает список номинированных и потом принимает окончательное решение. И церемония каждый год — это, конечно, большое мероприятие, которое проходит в Драматическом театре, расположенном на главной площади города. И это тоже настоящее шоу, а не самодеятельность в спортзале. И каждый год бывает что-то новое, вдохновение не иссякает. Среди учителей и администрации есть очень творческие люди, которые пишут сценарии для этих мероприятий или участвуют в них как артисты. Они каждый год находят школьников, которые становятся ведущими, специально готовятся к этому, репетируют. С ними работают специалисты в области сценической речи, хореографии и в других областях актерского мастерства. И эти мероприятия действительно приобретают общегородской масштаб: все знают, когда будет проводиться конкурс, об этом и в новостях говорят по кировским телеканалам. Так что лицей — это не только учеба. На самом деле, в хороших учебных заведениях всегда есть не только учеба.
Я являюсь одним из основателей Фонда выпускников Экономико-правового лицея. Как это ни странно, такого фонда долго не было. Мы создали его в 2012 году, когда лицею исполнялось 20 лет. Тогда собралось несколько человек из совершенно разных поколений выпускников. У нас один из сооснователей окончил лицей в 1994 году — это был первый выпуск, по-моему. Я выпускник 2005 года, а есть и выпускники младше меня. Они сказали: «Давайте создадим ассоциацию выпускников, давайте сделаем фонд». И поскольку я слежу за его деятельностью постоянно, я периодически получаю информацию о том, что там происходит, в каких проектах мы участвуем как Фонд выпускников.
Например, там есть волонтерство: школьники ходят в детские дома и помогают детям. Фонд старается помогать с покупкой игрушек. Словом, в таких учебных заведениях концентрация на учебе, конечно, есть, но плюс к этому там есть и такие мероприятия. Есть всякие неформальные организации — клубы танцев, пения, «Что? Где? Когда?» и много чего другого. Благодаря этому в лицее практически все друг друга знают. Школа не очень большая — там по четыре класса в параллели. Директор Надежда Александровна Чернышева, преподаватель географии, устраивает суровый устный зачет по политической карте мира для всех десятиклассников в своем кабинете. Это легендарная традиция. Чтобы получить тройку, десятиклассник должен просто знать столицы всех стран мира (а их почти 200!) и показывать страны на карте, а для высоких оценок нужна более широкая эрудиция. Например, в какой стране была принята первая конституция, какие страны входят в НАТО — это вопросы на четверку. Чтобы получить пятерку, надо ответить на вопросы не на чистое знание, а на умение рассуждать, основываясь на знании. И это такое символическое мероприятие. Все школьники знают: когда доживешь до 10-го класса, будет очень страшно, потому что в кабинете директора нужно будет сдавать зачет. Директор станет задавать вопросы, и надо будет стоять у карты и что-то говорить. С первой попытки не все сдают, а на пятерку — почти никто. Но если с первого раза не получилось, можно прийти во второй и в третий, послушать, как сдают другие: проведя в этом кабинете часы, можно существенно пополнить свой багаж знаний на самые разные темы, потому что Надежда Александровна — удивительно эрудированный человек, сама объездила почти весь мир и может увлекательно об этом рассказать. По-моему, учитель географии должен быть именно таким.
Так что все общаются за пределами уроков. Это нормально, когда лицеист в лицее с утра и до вечера: с утра — уроки, вечером — кружки, разные проекты и общение, потому что поучаствовать хочется во всем. К сожалению, ребята потом разъезжаются: я не знаю ни одного выпускника лицея, который работал бы там учителем. Есть большая проблема смены поколений учителей. Я вот периодически общаюсь с директором, и она говорит, что какие-то учителя в силу возраста уже уходят из школы. К сожалению, эта проблема не имеет быстрых решений, а ведь педагогический состав школы — это очень важно.
Иногда, общаясь с лицеистами, недавними выпускниками и учителями, которые сейчас работают в лицее, я ловлю себя на мысли, что лицей «уже не тот». Наверное, всегда так кажется спустя годы, да еще если и сам стал преподавателем. Но я уверен, что там работают лучшие учителя в городе по многим предметам. Не все они могут сразу же готовить победителей олимпиад, но это точно самые лучшие, кого можно было найти в Кирове. И дальше эти преподаватели уже будут расти вместе с лицеем и со своими учениками. Опытные учителя лицея много делают для того, чтобы молодые педагоги могли познакомиться с традициями лицея, перенять мастерство старших наставников. Я тоже там периодически выступаю перед школьниками, читаю лекции олимпиадникам, если не связан какими-нибудь обязательствами. Мы сейчас как раз начинаем проект с Фондом выпускников. Его задача — поставить передачу опыта на какую-то постоянную основу: чтобы выпускники, которые работают в совершенно разных сферах — в бизнесе, науке, в государственных органах, — приходили и рассказывали школьникам о своем опыте, успехах и ошибках. Наверное, можно организовать такой лекторий. Многое упирается в то, что все мы в разных местах и у всех очень мало времени. Но энтузиазм у нас есть, и я думаю, что в ближайшее время проект этот будет реализован.