Наталья Викторовна Смирнова: Воронеж

Наталья Викторовна Смирнова:

Воронеж

Приглашаю вас на прогулку по весеннему Воронежу — именно весеннему, так как весной город просыпается, пробуждается от зимней хандры и расцветает во всей своей красоте. Когда прогуливаешься по Воронежу весной, ты вдыхаешь ароматы цветущих деревьев, жмуришься от мягкого солнечного света — и время останавливается. Ты понимаешь, что жизнь прекрасна.

В этом городе живут замечательные и выдающиеся люди. Выдающиеся не столько потому, что они стали знаменитыми, сколько потому, что, не ставя перед собой цели стать знаменитыми, они прекрасно делают свое дело. Замечательные врачи, педагоги, поэты и художники.

В этом городе не спешат жить, часто улыбаются, наслаждаются каждым днем и умеют хорошо работать и так же хорошо отдыхать. Это город студентов, людей творческих профессий, город, который дает возможность реализовываться творческому потенциалу.

Я переехала из снежного и сурового северного города Мурманска в солнечный и теплый Воронеж с родителями и младшей сестрой в начале 90-х годов. Время было непростое, но у меня в воспоминаниях перед глазами стоят картинки раннего сентября: мы, дети, собираем невероятной красоты и яркости красок осенние листья кленов, подбрасываем их в воздух и собираем букеты. Каждая поездка на щедрый осенними дарами городской рынок была поистине праздником: родители ведрами покупали пахнущие медом яблоки и лиловые сливы, парное мясо и густую сметану.

Переезд был связан с решением родителей дать нам с сестрой хорошее высшее образование. Так был решен вопрос с поступлением в Воронежский государственный университет (ВГУ). Университет был основан в мае 1918 года (его основание было связано с эвакуацией университета из Эстонии и местным запросом на открытие университета в Центральной России), а уже в 1919-м там училось десять тысяч студентов! Университет быстро рос, и отдельные факультеты (медицинский, экономический) превратились в самостоятельные институты. На базе университета постоянно проводились важные научные исследования, организовывались конференции, издавались научные работы.

Я решила поступать на факультет романо-германской филологии, так как меня всегда привлекали иностранные языки, культуры других стран и возможность путешествий. Я поступила на отделение романо-германской филологии, которое существует с 1960 года. Ведущие методисты того времени — Анатолий Петрович Старков, Григорий Евгеньевич Вендель и Александра Степановна Шкляева — возглавляли кафедры английского, немецкого и французского языков филологического факультета. Впоследствии появился отдельный факультет РГФ в структуре университета.

Потрясающая школа филологов, лингвистов и методистов, у которых мне довелось учиться: Алексей Александрович Кретов, Татьяна Михайловна Ломова и Татьяна Михайловна Чирко (потрясающие грамматисты), Лариса Григорьевна Кузьмина (методика обучения языку специальности), Любовь Васильевна Цурикова (прагматика и дискурс) и Вячеслав Борисович Кашкин (филология, лингвистика и дискурс). Все эти люди, каждый по-своему, оставили неизгладимый след в моей памяти, повлияли на меня в профессиональном плане, привили не только интерес и любовь к науке, но и исследовательский интерес к многогранности жизни во всех ее проявлениях.

Большинство воронежцев обладают интересной «южной мелодикой» речи: речь не монотонна, богата интонациями и окрашена южным темпераментом. Ну и, конечно, милое фрикативное произношение звука «г» и забавные локальные диалектизмы («колготиться» в значении «суетиться»).

Мои отношения с Воронежем длительные и романтические. У меня смешанные ощущения того, что это одновременно и «мой», и «не мой» город. «Мой» — потому, что я училась в этом городе и жила десять лет, и «не мой» — потому, что в какой-то момент он стал для меня мал и я приняла решение переехать в Москву. Когда я приезжаю в Воронеж, я очень люблю это ощущение: как будто бы ты дома, но все-таки в гостях. Это ощущение очень помогает мне не терять связь с любимым местом и не переставать замечать красоту этого города и его жителей и восхищаться ею.

Воронеж очень отличается от Мурманска (где я жила) и Санкт-Петербурга (где я сейчас живу) своим южным климатом и богатой природой. Еще в школьные годы мы с нетерпением ждали прихода апреля, когда можно будет уже одеваться по-летнему. Апрель и май были для меня самыми долгожданными месяцами, так как школьные будни окрашивались радостной перспективой долгих прогулок по весеннему городу с друзьями, вылазками на природу с родителями и предвкушением летнего отдыха. А вот в Мурманске летом я так ни разу и не была. В начале мая родители каждый год увозили нас с сестрой к бабушкам и дедушкам на все лето, а возвращались мы лишь в начале сентября.

Еще одно отличие, которое меня очень забавляло, когда я первый раз оказалась в Воронеже, — это местная речь. Большинство воронежцев обладают интересной «южной мелодикой» речи: речь не монотонна, богата интонациями и окрашена южным темпераментом. Ну и, конечно, милое фрикативное произношение звука «г» и забавные локальные диалектизмы («колготиться» в значении «суетиться»). Важная отличительная особенность местных жителей состоит в том, что они не спешат и не любят спешить. После рабочего дня обязательно должно оставаться время на отдых. Есть время насладиться жизнью не спеша с друзьями: посидеть в кафе и обсудить события дня, отправиться в парк и полежать на траве, поехать за город и устроить пикник.

На мой взгляд, местные люди совершенно разные и, пытаясь их охарактеризовать, сложно делать какие-то обобщения. Иногда можно встретить такую характеристику воронежца, как прижимистость, но я, наверное, не соглашусь с ней, так как это какое-то неточное и скорее устаревшее обобщение.

Я думаю, что местных жителей характеризуют культурные события, которые происходят в этом городе. Прежде всего это Платоновский фестиваль. В этом отношении я охарактеризовала бы воронежцев как открытых творчеству и искусству, интеллектуальных и разносторонне одаренных людей, приглашающих в свой город гостей со всего мира.

Еще одно событие в жизни города — июньский фестиваль авторской песни «Рамонский Родник» — также позволяет лучше узнать местных жителей. С 2003 года здесь проходит удивительное мероприятие, где встречаются поколения авторской песни. «Думающие песни для думающих людей» (как говорил Булат Окуджава) позволяют дать еще одну характеристику местным жителям: на мой взгляд, авторская песня учит людей сопереживать, любить, высказываться, наслаждаться дождем и смехом.

Еще в Воронеже есть замечательная кондитерская фабрика. Каждое утро в центре города недалеко от фабрики стоит удивительный запах, запах моего детства — сладкого печенья и карамели.

Начать прогулку по Воронежу стоит с его центральной улицы — проспекта Революции (ранее Большая Дворянская). Это самая главная улица города и его сердце.

В самом начале проспекта, у Петровского сквера, за небольшой аркой спряталось здание художественного музея имени И.Н. Крамского. Музей был основан в 1933 году и расположен в известном историческом здании Воронежского дворца. Музей изобразительных искусств небольшой, но я очень люблю возвращаться сюда. Мои любимые работы находятся в секции русского искусства. Это работы Карла Брюллова и невероятные морские пейзажи Айвазовского, портреты кисти Крамского, натюрморты Коровина.

Прогуливаясь по Большой Дворянской, вы увидите замечательные здания Управления железной дороги и башню с часами, здание кукольного театра, кинотеатра «Пролетарий», малоэтажные сталинские дома, зеленые аллеи. На перекрестке Большой Дворянской и Пушкинской улиц находится «Утюжок» (здание, по форме напоминающее утюг). В нем раньше располагался торговый дом Вяхиревых. После Великой Отечественной войны город был разрушен на 90 процентов. Поэтому весь исторический центр — это в основном образцы советской архитектуры.

Пройдя по Большой Дворянской, вы окажетесь на центральной площади, на которой расположены Центральная библиотека, Театр драмы им. А. Кольцова и Театр оперы и балета. Театр драмы им. А. Кольцова был основан в 1802 году и является одним из старейших театров России (ранее Городской Зимний театр). Репертуарный Театр оперы и балета гораздо моложе.

Дальше обязательно нужно дойти до Университетской площади, где расположено центральное здание ВГУ, и спуститься по петляющим улочкам к водохранилищу. Постоять у воды, послушать плеск воды, посмотреть, как солнечные лучи отражаются в водной ряби...

Именно здесь, на Адмиралтейской площади, окруженной с трех сторон водой, я больше всего люблю бывать, когда приезжаю в Воронеж. Здесь можно отдохнуть и почувствовать невероятную связь с историей этого места петровских времен. Тогда здесь располагались судостроительные верфи; тогда же была возведена и Успенская (Адмиралтейская) церковь, которая до сих пор стоит на этом месте. Она служила для освящения построенных кораблей.

Больше всего я люблю приходить сюда весенним или летним вечером, когда солнце уже не обжигает, а греет своим мягким теплом. Уютно разместившись на деревянной скамейке, поставив рядом стакан с кофе, я надеваю наушники и слушаю любимую музыку или работаю на ноутбуке.

Сложно даже представить, что город был основан в 1586 году, а в 1696 году Петр спускал здесь на воду первые корабли. Город считается колыбелью русского военного флота, но сейчас только усилием воображения можно представить себе возможные сюжеты жизни города той эпохи. Кстати, здание Арсенала было возведено по приказу Петра в 1696 году, а сейчас там находится музей Великой Отечественной войны и выставка военной техники (чрезвычайно популярная среди мальчишек разных возрастов).

Наиболее интересный репертуар сейчас у Воронежского камерного театра, так что можно смело назвать его культовым местом. Туда стоит сходить просто непременно — за новыми переживаниями, познакомиться с новыми художественными формами. А вот после мероприятия непременно нужно продолжить вечер. Стоит сходить в винный гастробар Just Bar Kitchen и насладиться уютной атмосферой и по-домашнему вкусной кухней. Кофейня Bon up art подарит замечательное настроение, а приветливый персонал поможет выбрать блюдо по вкусу. Ресторан «Кинто» — еще одно потрясающее место для отдыха, аутентичное место для любителей богатой грузинской кухни. Кстати, даже к приготовлению пельменей в Воронеже подходят творчески. Новая «Крафтовая пельменная Папин Сибиряк» станет идеальным местом для ценителей пельменей, их качества и собственного времени (вас очень быстро обслужат).

А вот еще идеи относительно мест, куда стоит съездить: Костенки, Дворец Ольденбургских в Рамони, меловые пещеры и монастырь в Дивногорье, Донская Сахара на границе Ростовской и Воронежской областей.

Еще в Воронеже замечательная есть кондитерская фабрика. Каждое утро в центре города недалеко от фабрики стоит удивительный запах, запах моего детства — сладкого печенья и карамели. Воронеж сегодня — динамичный и быстро развивающийся город. Одним из чудес нашего времени я бы назвала международный Платоновский фестиваль искусств. Фестиваль ежегодно проходит в июне и является самым долгожданным событием года для местных жителей и гостей города. На время фестиваля Воронеж превращается в одну из культурных столиц мира, и это ощущение просто непередаваемо: яркий и своеобразный, теплый и прекрасный, фестиваль посвящен созданию многоаспектного портрета Андрея Платонова, известнейшего писателя. Мне запомнилась фраза Андрея Платонова (из его записной книжки): «Страна темна, а человек в ней светится». Мне кажется, что фестиваль и творческие проекты, представляемые на нем, позволяют увидеть этот свет — свет, который несут в себе писатели, художники, артисты и которым делятся они в процессе сотворчества и стремления к прекрасному. На период фестиваля рекомендую надеть удобные кроссовки, взять бутылочку с водой и рюкзак и раствориться в этом празднике искусства, самовыражения и познания себя самого.

Пришло на память стихотворение Анны Ахматовой, которое она посвятила Осипу Мандельштаму (он находился в то время в ссылке в Воронеже). Оно передает дух могучего города, его историю, историю его людей — города, который жил и живет:

И город весь стоит оледенелый. Как под стеклом деревья, стены, снег. По хрусталям я прохожу несмело. Узорных санок так неверен бег. А над Петром воронежским — вороны, Да тополя, и свод светло-зеленый, Размытый, мутный, в солнечной пыли, И Куликовской битвой веют склоны Могучей, победительной земли. И тополя, как сдвинутые чаши, Над нами сразу зазвенят сильней, Как будто пьют за ликованье наше На брачном пире тысячи гостей. А в комнате опального поэта Дежурят страх и Муза в свой черед. И ночь идет, Которая не ведает рассвета.