Ирина Александровна Ломазова: Новосибирский академгородок

Ирина Александровна Ломазова:

Новосибирский академгородок

Новосибирский Академгородок вырос в лесу недалеко от Новосибирска в конце 50-х годов прошлого века. Именно вырос, как в свое время вырос Новосибирск в начале ХХ века на месте пересечения Транссибирской железной дороги с рекой Обь, стремительно обогнав старые сибирские города, основанные еще Ермаком. И десять лет спустя это был новый, но уже известный научный центр с академическими институтами и университетом. И практически сразу при университете была создана физико-математическая школа-интернат — ФМШ, ученики которой звались ФыМыШатами.

Первый раз я приехала в Академгородок после окончания седьмого класса, в августе, на Летнюю школу для призеров краевых и областных олимпиад школьников Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии. Во все эти отдаленные и не очень от Новосибирска регионы отправлялись представители ФМШ. Они проводили собеседования с призерами олимпиад и приглашали их в Летнюю школу. Так я оказалась в Академгородке, удивительном месте на берегу водохранилища, называемого Обским морем, где рядом с недавно построенными домами растут сосны, лес — вот он рядом, а белки совсем ручные.

Все было интересно — экскурсии в академические институты, где нам показывали уникальное оборудование; лекции, практические занятия, разговоры с преподавателями. Тогда, в Летней школе, я слушала лекцию основоположника кибернетики и теоретического программирования, а также основателя и первого председателя Ученого совета ФМШ А.А. Ляпунова. Алексей Андреевич читал лекцию о том, что такое интеграл. Какое-то представление об этом я тогда уже имела, но меня поразило, как ярко и по-своему он рассказывал. С тех пор у меня было немало возможностей убедиться, что чем глубже человек понимает предмет, тем проще и понятнее он может о нем рассказать. Но что еще важнее — индивидуальность лектора, атмосфера аудитории, ощущение сопричастности. В Академгородке случалось много таких «счастливых моментов», и с тех пор у меня нет сомнений, что как самая качественная запись никогда не заменит живую музыку, так никакие новые технологии не заменят живого учителя. Через год я снова приехала в Летнюю школу, прошла отбор и два последних школьных года училась в ФМШ. В ФМШ тоже все было необычно. Школьными учебниками мы не пользовались, по всем предметам были свои программы. При этом в ФМШ не учили тому, что потом будут проходить в университете, как это делают некоторые университетские преподаватели, когда не знают, что еще делать с детьми, которые легко справляются со школьной программой. Учили понимать, думать, решать задачи.

Здание Новосибирского университета — небольшое и совсем не похоже на храм науки.

Нашему потоку повезло: лекции по физике нам читал тогдашний ректор университета академик С.Т. Беляев. Как Спартак Тимофеевич находил время при своей занятости для подготовки и чтения двухгодичного оригинального курса для школьников, трудно себе представить, но я не помню, чтобы его еженедельная лекция по физике когда-либо не состоялась.

Математику читал профессор Д.М. Смирнов. Дмитрий Матвеевич — известный специалист в области алгебры. Он прочитал нам оригинальный, строгий и очень изящно построенный курс элементарной математики. Этот курс затем стал основой преподавания математики в ФМШ и оказал фундаментальное влияние на преподавание математики в школе в целом.

Но ФМШ — это не только физика и математика, как Академгородок — это не только наука. Это и фортепианные концерты для фымышат Веры Августовны Лотар-Шевченко, и уроки литературы Валерии Алексеевны Лазаревой, и книжные новинки, которые тебе дают на один день.

После ФМШ прямая дорога в Новосибирский университет, который расположен совсем рядом, на углу улицы Пирогова и Университетского проспекта. Улица Пирогова — особая улица. По одной ее стороне идут общежития университета, а с другой стороны — лес. За лесом — Обское море. Хорошо, удобно. Можно выйти из общежития за десять минут до начала занятий, а захочется побегать или покататься на лыжах — тоже далеко выбираться не надо. В этом лесу однажды вдалеке на просеке я видела лося. Он пересек просеку с огромным шумом, и было понятно, что на пути ему лучше не попадаться. Здание Новосибирского университета — небольшое и совсем не похоже на храм науки. Внутри все удобно: есть очень большие аудитории (Большая физическая и Большая химическая), аудитории для групповых занятий и почти нет административных помещений. Администрация, казалось, мало вмешивалась в нашу жизнь. Помню, наш декан, автор известного задачника по математической логике И.А. Лавров, как-то заметил, что хорошему студенту незачем знать, где расположен деканат.

Главная идея, или, как теперь говорят, концепция, Академгородка — собрать вместе ученых разных специальностей в одном месте и создать им комфортные условия для жизни и научной коммуникации. Создание Академгородка дало возможность пригласить туда многих людей, которые до этого работали в самых разных местах. Среди них были и мои учителя. Это в первую очередь мой научный руководитель Б.А. Трахтенброт, всемирно признанный ученый, один из основоположников теоретической информатики. Борис Абрамович приехал в Академгородок из Пензы, где работал в пединституте. Уже к тому времени он получил фундаментальные результаты по математической логике, в частности доказал теорему о разрешимости в конечных классах, которая получила его имя. Первая его монография «Алгоритмы и машинное решение задач» стала классической и была переведена на десять языков. В Академгородке Борис Абрамович стал работать в Институте математики Сибирского отделения Академии наук — он возглавлял там отдел конечных автоматов. Начиная с четвертого курса, я уже чаще, чем в университет, ходила в Институт математики, где потом училась и в аспирантуре.

Особое очарование Академгородку придает близость к природе. Можно сказать, мы жили рядом с лесом.

В университете можно было послушать открытые лекции академиков — социолога Т.А. Заславской и экономиста А.Г. Аганбегяна. Большие университетские аудитории в таких случаях были переполнены, и, чтобы занять место, нужно было приходить заранее. Геометр академик А.Д. Александров читал цикл открытых лекций по истории и этике науки, которые также всегда вызывали очень большой интерес. Но в Академгородке можно было пойти не только на лекцию. Основными культурными центрами Академгородка были Дом культуры «Академия» и Дом ученых. ДК «Академия» — это и кинотеатр, и концертный зал. Ежегодно в дни факультетов — «День математика», «День физика» — он отдается студентам для проведения традиционных капустников, и попасть на эти праздники непросто. Хотя зал и большой, всех желающих он вместить не может. В Доме ученых обычно проходят более камерные мероприятия и большие конференции.

Особое очарование Академгородку придает близость к природе. Можно сказать, мы жили рядом с лесом. В лесу пролегали тропинки, по которым люди ходили на работу в институты. Зимой эти тропинки были особенно красивы. Ослепительный снег зимой, золотая осень, стремительная весна и жаркое, но короткое лето. Самое жаркое время у студентов в прямом и переносном смысле — июнь. К экзамену по математике на пляже, конечно, готовиться сложно, но к другим экзаменам можно было готовиться и на берегу Обского моря.

И конечно, главное очарование Академгородка — его люди, увлеченные наукой. Для меня Академгородок всегда связан с ощущением свободы и уважения к человеку. Так получилось, что я достаточно давно не была в Академгородке, но встречаю своих однокурсников и коллег, когда они приезжают в Москву. Теперь они сами преподают в ФМШ и Новосибирском университете и рассказывают о том, как продолжаются заложенные нашими учителями традиции.

Специализацию я проходила на кафедре академика А.П. Ершова. Он приехал в Академгородок из Москвы вместе со своим учителем А.А. Ляпуновым. Андрей Петрович сделал очень много для становления программирования в нашей стране. Он занимался и исследованиями, и образованием в области информатики. В отделе Вычислительного центра Сибирского отделения Академии наук Андрей Петрович основал библиотеку с новейшими книгами по компьютерным наукам и программированию, которые авторы и издатели присылали ему лично. Библиотека Ершова была открыта для всех, и часто там можно было найти книги и журналы, которых не было в библиотеках институтов. Библиотека Ершова работает и сейчас в Институте систем информатики им. А.П. Ершова, в который перерос отдел, возглавлявшийся Андреем Петровичем.

Что примечательно в научно-академической жизни Академгородка, так это большое число семинаров и открытых лекций, которые постоянно проходили в университете и академических институтах. В них принимало участие большое число гостей со всего мира. Если говорить о компьютерных науках, то трудно назвать имя известного ученого, который бы не бывал в Академгородке. Хорошо помню лекцию Эдсгера Дейкстры, которого сейчас знает каждый первокурсник факультета компьютерных наук. Лекция проходила в Вычислительном центре, зал был переполнен, и Э. Дейкстра рассказывал новую тогда задачу об обедающих философах, иллюстрирующую основные проблемы, возникающие при разработке распределенных систем. Теперь эта задача стала классической, и я рассказываю о ней студентам.