Марк Иосифович Левин: Реховот

Марк Иосифович Левин:

Реховот

Реховот — это маленький город, население которого порядка 40 тысяч человек. Находится он в центре Государства Израиль, посередине между Иерусалимом и Тель-Авивом. От Тель-Авива до Реховота можно доехать на машине за 20-25 минут, от Иерусалима чуть дольше — за 40-50 минут. Реховот испытывает давление и влияние обоих этих городов, являясь тем местом, где можно жить, работая при этом как в Иерусалиме, так и в Тель¬Авиве.

Начну с того, как я оказался в Реховоте. В 1990 году одному из наших знакомых, химику, пришло приглашение для студентов, желающих поехать в летнюю школу в Вейцмановский институт. Если такие люди найдутся, его просили сообщить об этом, чтобы своевременно выслать для них анкеты. Он написал в Реховот, что такие студенты есть, и оттуда ему прислали пакет анкет. Знакомый рассказал об этом мне, а я своему сыну, который тогда оканчивал третий курс Института стали и сплавов. И сын вместе со своей подругой, студенткой четвертого курса физфака МГУ, подали туда заявки. Они прошли и поехали на два месяца в летнюю научную школу в Реховот. Он — на математику, к одному знаменитому профессору, а она — на физику. За две недели до окончания школы им предложили остаться там на два года в магистратуре. После некоторых колебаний было решено принять это предложение. В результате дети остались там и продолжили обучение. Моей невестке крупно повезло, потому что она окончила и магистратуру, и аспирантуру в Институте Вейцмана. И через несколько лет после окончания аспирантуры ее научный руководитель получила Нобелевскую премию по химии. Сын ушел в хайтек, он занимается разными проектами в фирмах: это распознавание образов и обучение машин, трехмерные принтеры и различные системы искусственного интеллекта.

31 декабря 1990 года я приехал в Израиль в гости, буквально на две-три недели, но через три недели началась война в Персидском заливе, и выезд из страны был закрыт. В результате я там пробыл не две с половиной недели, а немножко больше месяца, то есть до окончания войны. И в начале февраля я был одним из первых людей, которые уехали из Израиля. Помню, я тогда давал интервью «Радио России», только начинающему свою работу. Я рассказывал о том, что видел в Израиле во время войны. После того как мой сын и моя (вскорости) невестка остались в Израиле, я в течение двух лет туда ездил. Потом мой сын и невестка остались там работать, и теперь они живут в Реховоте, а я систематически езжу туда.

Из маленького провинциального городка Реховот превратился в центр, который можно назвать одной из Силиконовых долин Израиля.

Кроме того, я в течение шести лет был приглашенным профессором университета города Хайфы, где на английском языке читал курс эконометрики в магистратуре, а также не раз был гостем Иерусалимского университета и университета в Тель-Авиве. С Вейцмановским институтом в Реховоте я постоянно поддерживаю отношения. Я был там пять лет назад на стажировке в течение полугода, а совсем недавно — еще раз в течение нескольких месяцев.

Реховот замечателен тем, что это довольно новый город — он был основан энтузиастами-переселенцами в конце XIX века, и до сих пор там сохранились дома этого периода. Когда-то Реховот был малолюдным, в основном сельскохозяйственным городом, жители которого обрабатывали землю вокруг него, выращивая апельсины и разные овощи. Сегодня все изменилось, причем эти колоссальные изменения произошли буквально за последние 25 лет, и в течение всего этого времени я наблюдаю за этими изменениями. Из маленького провинциального городка он превратился в центр, который можно назвать одной из Силиконовых долин Израиля. Эта Силиконовая долина представляет собой огромные дома, построенные на окраине города, которые целиком заняты хайтековскими предприятиями. Они производят все самое современное: трехмерные принтеры, фрагменты беспилотников, новейшие лекарственные препараты и многое другое. По-видимому, в Реховоте осуществляются разработки и создаются опытные образцы. По крайней мере, ЗD-принтеры в самом Реховоте не производятся, но там испытываются опытные образцы, а само производство может находиться в Лейпциге, Китае, Японии, Австралии или еще где-нибудь. Так что маленький Реховот связан со всем миром. Здесь же находятся предприятия совершенно удивительных фирм. Например, тех, которые занимаются изучением лекарств для лечения ранней эпилепсии у детей. Или фирм, разрабатывающих программы, которые «глазами» ищут ошибки в электронных платах. Это огромное производство, которое расположено совершенно в других местах: на Тайване, в Таиланде, в Германии, где находятся заводы по производству чипов. Это такие огромные роботы, которые инфракрасными или рентгеновскими глазами просвечивают все, а компьютер обрабатывает информацию и ищет места, где есть ошибки. Вот такого рода программы разрабатываются в городе Реховоте.

Этот высокотехнологичный кластер возник на окраинах этого города не случайно. Вообще, сами понятия «город» и «окраина» применительно к Реховоту довольно забавны, потому что расстояние от условного центра до самой Силиконовой долины — это 20 минут неспешного шага. Силиконовая долина возникла именно здесь, потому что в Реховоте находятся два университета. Это, в первую очередь, аграрный факультет Иерусалимского университета, о котором мало кто знает из людей, не имеющих отношения к данной тематике. У него в Реховоте огромный кампус, и здесь занимаются не только сельскохозяйственной проблематикой, но и ветеринарией, защитой окружающей среды, экономикой сельского хозяйства, экономикой водных ресурсов и очень многими другими связанными с сельским хозяйством и экологией дисциплинами. Это очень старое учебное заведение, специализирующееся на аграрной экономике. Там же имеются и опытные поля. В этом университете есть и бакалавриат, и магистратура; в нем регулярно проходят научные конференции. А напротив него, на другой стороне центрального шоссе, находится Институт естественных наук им. Вейцмана, с огромным кампусом, территория которого значительно больше территории аграрного факультета. Институт Вейцмана — это одно из интереснейших учебных и исследовательских учреждений, уникальное для Израиля. Возник он довольно давно благодаря одному из его основателей Хаиму Вейцману. Этот институт занимается только естественными и точными науками. Там нет ни экономики, ни социологии, ни философии, ни других гуманитарных или общественных наук. Зато там имеется физика во всех возможных вариантах, биология, биохимия, молекулярная биология, медицинская биология, computer science, математика, астрономия и химия. Я бы сказал, что Вейцмановский институт — это учреждение точно-естественных наук, где работают и теоретики, и экспериментаторы. Кроме того, там сейчас есть большой факультет педагогических «околонаук», где занимаются с израильскими школьными учителями, преподающими эти науки в школе. Там есть специальная программа по дополнительному образованию школьных учителей в области математики, физики, химии и других наук.

У этого университета есть несколько особенностей. Например, там нет бакалавриата — только магистратура и PhD. Преподавание всех основных дисциплин, которые там есть, ведется по факультетам и только на английском языке, чего больше нет ни в одном университете страны. В израильских университетах преподавание в основном идет на иврите. Только в магистратуре отдельные курсы преподают на английском, но это не является правилом. Приглашенные профессора в израильских университетах читают лекции на английском. А в Вейцмановском институте и преподавание идет на английском языке, и базовым языком там является английский. Вы можете учиться, жить и работать в Вейцмановском институте, не зная иврита. Там вся документация, менеджмент и прочее исключительно на английском языке, как и было задумано с самого начала. Именно поэтому Институт естественных наук им. Вейцмана является одним из центров международного общения. Достаточно сказать, что Ада Йонат, нобелевский лауреат по химии, получившая премию в 2009 году, имеет одну лабораторию в Израиле, а вторую в Германии.

Вторая особенность Института Вейцмана состоит в том, что, в отличие от других израильских университетов, образование там бесплатное. И не просто бесплатное. Студенты получают там очень хорошую стипендию, как в магистратуре, так и в аспирантуре. Третья особенность: студентами могут быть люди из любой страны мира. Удивительно то, что прием в аспирантуру не приурочен к какому-либо времени года или к какой-нибудь дате — скажем, к 1 сентября. Зачисление может произойти в любой момент, и с этого момента начинается отсчет времени обучения. Магистратура в этом плане традиционно приурочена к началу нового учебного года. Студентам, которые туда поступают, предоставляется масса всяких социальных льгот: медицинская страховка, крайне дешевое общежитие, деньги на снятие квартиры, если они предпочитают жить не в кампусе. Эти пособия частично включены в стипендию, частично, может быть, в дополнительную стипендию. Имеется прекрасное общежитие для студентов: современное здание со всеми удобствами типа стиральных машин и, что очень важно, с отоплением. Вообще-то в израильских городах нет центрального отопления: там в основном обогреваются кондиционерами. Но в Реховоте в общежитии есть нечто похожее на центральное отопление. В общем, вся инфраструктура в общежитии сделана чрезвычайно удобно и комфортно. Естественно, в кампусах Аграрного института и Института Вейцмана имеются бассейны, рекреационные зоны, фитнес-центры и все такое прочее. Есть огромный концертный зал, в который приезжают артисты практически отовсюду. Реховот — это один из культурных центров Государства Израиль.

В Вейцмановский институт, как я уже отметил, принимают студентов из любой страны мира. Для того чтобы стать студентом, надо не просто сдать экзамен — гораздо важнее пройти собеседование. Чтобы попасть в магистратуру, есть несколько путей. Вы можете приехать на так называемую Летнюю научную школу, которую Вейцман ежегодно проводит практически по всем дисциплинам, которые там есть. Занятия рассчитаны на два месяца, и студенты получают на это время бесплатное общежитие, стипендию и массу социальных льгот, включая медицинскую страховку. Оплачивают они только дорогу. Эти два месяца они занимаются с профессорами, к которым их прикрепляют. Туда регулярно ездят, между прочим, студенты математического факультета Высшей школы экономики. Если человек хорошо себя зарекомендовал в этой Летней научной школе, он может претендовать на то, что его потом возьмут в магистратуру. Для этого также нужно пройти собеседование, более или менее формальное, если этот человек заработал хорошую репутацию. Есть и другой способ: человек может просто подать документы, и с ним проводят интервью, в том числе по скайпу. Ему будет задано несколько вопросов — нечто типа вступительного экзамена по соответствующей теме, — и если человек удовлетворяет требованиям преподавателей института, то его принимают. Конечно, каждый раз он получает стипендию и возможность пребывания в Израиле по соответствующей визе на год. Студенту также предоставляются медицинские страховки, возможность открыть счет в банке, пользоваться институтским интернетом и всеми остальными благами, которые получают обычные студенты. Собственно говоря, этот человек теперь и является обычным студентом. По окончании двух лет студент завершает свое обучение. Через Вейцмановский институт прошла масса российских студентов из совершенно разных вузов, которые теперь живут в разных странах мира — в частности, в Соединенных Штатах Америки. Это биологи, математики, химики, физики и так далее. Вейцмановский институт получает очень хороших студентов, слабые там не выдерживают, и их уже после первого года отсеивают. В то же время значительную часть составляют израильтяне, которые туда поступают и учатся наряду с иностранными студентами.

Принципиальной особенностью является то, что студенты автоматически включены в научную работу. Особенно если это студенты, занимающиеся естественными науками. Студенты обязаны не просто сдать экзамены, но выполнить магистерскую работу, а это — труд в лаборатории, компьютерном центре и все прочее, что этой работой предполагается. При этом ситуация немножко необычная для российского вуза. Студент может выполнить всю учебную программу в течение двух лет, но не написать магистерскую диссертацию, и тогда он имеет возможность защитить ее через несколько лет. И хотя диплом он не получит, во многих случаях это не имеет значения: диплом в таких ситуациях является в значительной степени «бумажкой», которую вешают на стену в рамочке. Информация о том, что вы прослушали полный курс в Институте Вейцмана и сдали экзамен, сама по себе является огромным вкладом в вашу репутацию и большим вашим преимуществом. Теперь вы можете объяснять — и это понимают все работодатели, — что вы просто не хотите тратить время на написание диплома. Зачем? У вас и так есть хорошие предложения по работе. Диплом — это, с одной стороны, дополнительное исследование, дополнительный бонус, но, с другой стороны, потеря времени. А за это время можно найти прекрасную работу и зарабатывать на этой работе деньги.

Теперь об аспирантуре. Повторю, что в аспирантуру можно поступать в любой момент времени. Длится она три-четыре года, иногда ее продляют до пяти лет. В отличие от Соединенных Штатов, где магистратура и аспирантура слиты, здесь они отделены друг от друга. В аспирантуру принимают людей по собеседованию, и это собеседование также может быть заочным, по скайпу. Приведу пример одной из моих студенток, которая оканчивала Физтех и Российскую академию народного хозяйства. Она поступала в Вейцмановский институт на computer science. Она не без моей помощи, если честно, нашла там одного из потенциальных руководителей. Этот потенциальный руководитель связался со мной и спросил, что такое Московский физико-технический институт. Я ему объяснил, что Физтех является аналогом MIT. Тогда он прислал ей несколько статей, и в течение двух месяцев раз в неделю она объясняла ему, что поняла из этих статей и какие у нее возникли вопросы. После многочисленных собеседований он сказал, что его удовлетворяют ее ответы, и в Реховоте была создана специальная комиссия из трех человек, члены которой задавали ей самые разные вопросы по математике, физике, computer science. На эти вопросы она отвечала в течение двух часов, после чего комиссия решила, что одобряет ее кандидатуру. Соответствующие документы были поданы, и девушке сказали, что она может приступать к обучению с 1 августа, для чего нужно было прибыть в Израиль. Что она и сделала, получив там общежитие, стипендию и все льготы, о которых я уже говорил.

Еще одной особенностью обучения в Вейцмановском институте является то, что студент не имеет права работать нигде, кроме института. У тебя есть офис, куда ты обязан приходить. Формальных часов нет — ты можешь приходить в 12 часов дня и уходить в 12 часов ночи. Каждый имеет круглосуточный доступ в свой офис, в библиотеку и прочее. Я уж не говорю о том, что на каждом факультете есть огромная библиотека, которая выписывает массу журналов и, естественно, имеет электронные подписки.

Очень своеобразно организовано само обучение. Я не слишком хорошо знаком с обучением на других факультетах, но в течение последних 27 лет, начиная с конца 1990 года, я бываю частым гостем математического факультета в Реховоте, вместе с которым мы разрабатываем вопросы, связанные с моделированием экономических систем. Поэтому я могу сказать, в чем состоит особенность преподавания: преподаватель предлагает студентам те курсы, которые он считает необходимыми, а студенты из большого потока курсов выбирают нужные им. Для преподавателей само преподавание не является главным занятием — таковым являются исследования. Ну и, конечно, встречи со студентами, в основном по научной работе. Удивительно то, что здесь нет жесткой программы, как в российской традиции, когда нужно сначала учить один предмет, потом на базе этого предмета изучать второй предмет, потом третий и так далее. Здесь нет такого в магистратуре, бакалавриат более традиционен. Например, если студент в магистратуре берет курс дифференциальных уравнений в частных производных, но при этом он не знает уравнений в обыкновенных производных, то это его проблемы — пусть разбирается сам. На экзамене предполагается, что он все это знает. Студент сам должен сообразить, хватит ли у него знаний, чтобы брать тот или иной курс. За период обучения он должен взять определенное количество курсов. Интересно, что предложенный профессором курс может состояться, даже если на него записалось два-три студента. Деньги там получают не за преподавание, а за совокупность разных видов работы. При этом в одни годы преподаватель может взять больше курсов, в другие — меньше, а в некоторые годы можно вообще не брать курсов. Но преподаватели заинтересованы брать больше курсов и тем самым привлекать студентов к своей научной работе. Что касается финансирования, то за последние 50 лет оно возросло в десятки и сотни раз. И сегодня это один из самых богатых университетов, которому непрерывно дарят какие-то земли и кампус которого все время расширяется.

На территории кампуса имеется еще одно удивительное учреждение, которое называется Летняя школа для школьников в области физики, химии, математики. Это международная школа, где живут школьники из разных стран, с которыми возятся преподаватели Вейцмановского института и которые изучают там различные науки. Там же, на территории института, есть парк, где демонстрируют всякие математические и физические эксперименты. Вейцмановский институт является одним из источников человеческих ресурсов для хайтековских фирм. Потому что Силиконовые долины возникают там, где есть соответствующие крупные университеты. Недаром в районе Стэнфорда мы имеем Силиконовую долину точно так же, как и в районе Вейцмановского института. Такие университеты — в значительной степени поставщики кадров для Силиконовых долин, но они также поставщики консультантов. В Вейцмановском институте, как и во всех современных университетах, проводятся открытые семинары, где можно получить соответствующие консультации.

Если говорить о самом городе, то он устроен очень своеобразно. Дело в том, что слово «рехов» переводится как «улица». И действительно, город вытянут вдоль центральной магистрали, поэтому его можно назвать городом-улицей. В этом городе буквально за последние 10-15 лет выросли совершенно потрясающие новые кварталы. Из города с малоэтажными постройками Реховот превратился в город с современными 22-26-этажными домами. Пока еще существуют и малоэтажные дома, но их постепенно сносят, поскольку земля там очень дорогая и дорожает все сильнее. А на месте этих домиков вырастает все больше гигантов. Население Реховота — это в основном средний класс, который в значительной степени связан с хайтеком и системой образования, но не только с ними. В городе, конечно, живут и люди, занятые в сфере обслуживания. На окраине города находятся так называемые индустриальные районы, где располагаются мастерские, небольшие фабрики и заводы, которые производят не только то, что необходимо городу, но и то, что нужно стране в целом. В основном они все вынесены за город, в самом Реховоте предприятий практически нет.

Город делится на несколько территорий. Некоторые территории представляют собой очень религиозные районы, что важно знать, поскольку речь идет об Израиле. Там находятся религиозные учебные заведения, там живут люди, принадлежащие к ортодоксальным направлениям иудаизма. В этих районах очень жестко соблюдаются все традиции — запреты на развлечения и на езду на машинах в субботу, например. В других районах этого нет. Там в субботу открыты рестораны, магазины, люди ездят на машинах — это абсолютно светская часть города. При этом имеются некоторые договоренности о доброжелательном невмешательстве в жизнь друг друга. Реховот не является городом согласия, как, скажем, Хайфа, где соблюдаются некоторые формальные условия: например, в Хайфе общественный транспорт ходит по субботам. А в Реховоте общественный транспорт не функционирует от заката солнца в пятницу и до заката солнца в субботу, как в подавляющем большинстве городов Израиля, но зато ходят маршрутные такси. Еще одна особенность Реховота: город в определенном смысле интернационален. Он в основном населен израильтянами, но это израильтяне из совершенно разных этнических групп: это могут быть эфиопы, могут быть люди из Северной Африки, из Европы, из Ирана и так далее. Поэтому Реховот — город полиэтнический и полилингвистический. Сегодня там очень много выходцев из бывших республик Советского Союза, в частности из России. В банках Израиля все объяснения вы можете выбрать на одном из трех языков: на иврите, английском и русском. Если нужно, то можно выбрать и на арабском языке, но эти три языка наиболее распространены. Общаться в магазинах довольно просто, потому что вы всегда можете найти человека, который переведет все, что вам нужно, на русский язык и даст любую консультацию. Я не говорю о том, что в поликлиниках всегда есть все инструкции на русском языке, масса врачей говорит по-русски и так далее. Вот такой интернациональный город.

Город маленький, но в городе происходят колоссальные изменения. Если в начале 90-х годов здесь работало небольшое количество магазинов и кафе — они все были наперечет, — то сегодня это десятки кафе и ресторанов. В магазинах можно купить все, начиная с керамической плитки для ремонта дома и заканчивая одеждой парижского образца. Город становится все более и более удобным для жителей. Правда, жизнь там дорогая. Средние доходы там выше, чем в большинстве городов Израиля, но есть и достаточно бедные кварталы.

В городе имеется несколько концертных залов, несколько клубов, масса школ. Причем есть школы, связанные с аграрным факультетом и с Вейцмановским институтом, и дети, начиная с определенного класса, могут проходить там стажировки, заниматься научной работой. Дело в том, что в израильских школах есть специальные программы, где это максимально поддерживается. Например, школьникам, которые учатся в старших классах, можно параллельно учиться на первых ступенях университета. Оканчивая школу, такие выпускники получают два документа: об окончании школы и об окончании первой ступени университета. Нельзя сказать, что многие пользуются такой возможностью. Точнее будет сказать, что некоторым позволяют это делать, если они очень успешно учатся в школе. Это чрезвычайно важная вещь, потому что после окончания школы все — и мальчики, и девочки — служат в армии. Отбор в те или иные подразделения израильской армии во многом зависит от того, каковы успехи молодого человека в области наук, которые он изучал в школе. И наличие двух дипломов играет принципиальную роль для отбора в элитные подразделения израильской армии.